Телескопы покупают здесь


A A A A Автор Тема: Вопрос по торцевой разгрузке ГЗ  (Прочитано 3090 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн SAYАвтор темы

  • *****
  • Сообщений: 11 872
  • Рейтинг: +310/-21
    • Show only replies by SAY
Меняю в своем визуальном Ньютоне 250/1250 оправу ГЗ из ДСП (на 6 точек) на алюминиевую. Как один из вариантов рассматривается упрощенная торцевая разгрузка ГЗ на 3 точки, отстоящих от центра на 0,42R.
Можно ли в качестве опорной площадки при торцевой разгрузке ГЗ на 3 точки использовать поверхность головки болта М6 или М8 с прилеенной прокладкой (в плане напряжений в ГЗ в месте контакта)? Имеется в виду, что такой болт является юстируемой опорой. Понятно, что точно перпендикулярно просверлить в оправе ручной дрелью отверстие под болт и нарезать резьбу вряд ли удастся. При юстировке ГЗ болт будет естественно поворачиваться. Не хотелось бы в таком варианте возиться с шариковыми шарнирами на каждую опору.
Вариант разгрузки на 6 точек отпадает - выбранная конструкция оправы не позволет его реализовать без серьезных доработок.
Возможен вариант на 9 точек с незначительной доработкой базового элемента + изготовление коромысел + обязательные шариковые шарниры.
Что скажете?
Ахромат SW 15012+Х1
Ньютон 10" с ДЗ 40/фокус 1250 + GP-DX GTS
EQ Доб 14"-70/1680 RA/DEC drives + SW80x350
SkyWatcher 100ED PRO + HEQ-5 PRO
SW1206 / DS80x600 2" / DS80x400 2" + JWT1

Оффлайн ysdanko

  • *****
  • Сообщений: 7 408
  • Рейтинг: +96/-4
    • Show only replies by ysdanko
Re: Вопрос по торцевой разгрузке ГЗ
« Ответ #1 : 24 Ноя 2007 [15:59:26] »
А толщина ГЗ какая ??? Совмещенные с юстировочными винтами опоры ГЗ, создатут проблем больше, чем пользы. Зеркало будет елозить по винтам, опять же проблема с фиксацией ГЗ в осевом направлении ??? Все же надо использовать для опор промежуточную пластину. Ну это чисто мое личное мнение. Возможно ваш вариант и пройдет.... Только как говориться от добра добра не ищут.
« Последнее редактирование: 24 Ноя 2007 [16:11:40] от ysdanko »

Оффлайн SAYАвтор темы

  • *****
  • Сообщений: 11 872
  • Рейтинг: +310/-21
    • Show only replies by SAY
Re: Вопрос по торцевой разгрузке ГЗ
« Ответ #2 : 24 Ноя 2007 [16:37:04] »
А толщина ГЗ какая ??? Совмещенные с юстировочными винтами опоры ГЗ, создатут проблем больше, чем пользы. Зеркало будет елозить по винтам, опять же проблема с фиксацией ГЗ в осевом направлении ??? Все же надо использовать для опор промежуточную пластину. Ну это чисто мое личное мнение. Возможно ваш вариант и пройдет.... Только как говориться от добра добра не ищут.

Относительная толщина 1:8 из ЛК, наружный диаметр 250 мм, вес 3,5 кг.
6 лет пользуюсь оправами с 3 регулируемыми шарнирными опорами (конструкция без общей промежуточной пластины) и проблем не возникало. Без шарикового шарнира в опоре при разгрузке на 3 точки отсутствуют даже предпосылки для непредвиденного осевого перемещения ГЗ (опора законтрена после юстировки), если конечно не переворачивать трубу зеркалом в землю.
« Последнее редактирование: 24 Ноя 2007 [18:54:39] от SAY »
Ахромат SW 15012+Х1
Ньютон 10" с ДЗ 40/фокус 1250 + GP-DX GTS
EQ Доб 14"-70/1680 RA/DEC drives + SW80x350
SkyWatcher 100ED PRO + HEQ-5 PRO
SW1206 / DS80x600 2" / DS80x400 2" + JWT1

echech

  • Гость
Re: Вопрос по торцевой разгрузке ГЗ
« Ответ #3 : 24 Ноя 2007 [21:11:42] »
Цитировать
Совмещенные с юстировочными винтами опоры ГЗ, создатут проблем больше, чем пользы
+1

Оффлайн ysdanko

  • *****
  • Сообщений: 7 408
  • Рейтинг: +96/-4
    • Show only replies by ysdanko
Re: Вопрос по торцевой разгрузке ГЗ
« Ответ #4 : 24 Ноя 2007 [21:24:54] »
Что то плохо представляю, как это все работает. Не могли бы вы схематично изобразить, что это за шарниры ???, и фиксацию зеркала в осевом направлении то же бы хотелось увидеть.

  Можно конечно представить опору совмещенную с юстировочным винтом в виде дифференциального винта с продольным пазом и шпонкой на подвижной части, которая (подвижная часть) совершает линейное перемещение без вращения относительно зеркала. Но по сложности выполнения и количеству деталей, такое устройство будет намного сложней, чем традиционная юстировка через промежуточную пластину.

Онлайн serega2007

  • *****
  • Сообщений: 59 286
  • Рейтинг: +857/-31
    • Show only replies by serega2007
Re: Вопрос по торцевой разгрузке ГЗ
« Ответ #5 : 24 Ноя 2007 [22:46:36] »
 SAY ! Сверлить длиным сверлом , одев на него втулку , лучше фланец . Получится нч чуть хуже чем на станке .                                Серега .
До встречи на Астрофесте !
Ибо на Астрофоруме жизни нет .
                                            Серега .

Оффлайн SAYАвтор темы

  • *****
  • Сообщений: 11 872
  • Рейтинг: +310/-21
    • Show only replies by SAY
Re: Вопрос по торцевой разгрузке ГЗ
« Ответ #6 : 24 Ноя 2007 [22:51:50] »
Что то плохо представляю, как это все работает. Не могли бы вы схематично изобразить, что это за шарниры ???, и фиксацию зеркала в осевом направлении то же бы хотелось увидеть.

  Можно конечно представить опору совмещенную с юстировочным винтом в виде дифференциального винта с продольным пазом и шпонкой на подвижной части, которая (подвижная часть) совершает линейное перемещение без вращения относительно зеркала. Но по сложности выполнения и количеству деталей, такое устройство будет намного сложней, чем традиционная юстировка через промежуточную пластину.

Базовый элемент оправы - треугольная рама из алюминиевого прямоугольного профиля 30х15х2 мм. В середине каждой стороны вворачивается болт-опора ГЗ. Со стороны ГЗ срез головки болта в 9 мм от профиля (расчетная величина). С обратной (резьбовой) стороны болта пропиливается шлиц под отвертку для юстировки. С этой же стороны наворачивается контргайка до упора в профиль. Небольшая наклеенная неметаллическая прокладка на головке болта. Осевое ограничение для ГЗ - регулируемые по высоте лапки, нужны только для предотвращения выскальзывания ГЗ из оправы.
Такую схему использовал уже в трех конструкциях, но только с коромыслами (на 6 или 9 точек) и с шариковым шарниром в опоре. Предполагаю, что при разгрузке на 3 точки можно обойтись без шарниров.
Поле сборки проводится юстировка без ограничительных лапок. Далее оправа с ГЗ снимается, ставятся лапки с небольшим зазором, вновь установка в трубу на то же место и финишная юстировка.
« Последнее редактирование: 24 Ноя 2007 [23:08:57] от SAY »
Ахромат SW 15012+Х1
Ньютон 10" с ДЗ 40/фокус 1250 + GP-DX GTS
EQ Доб 14"-70/1680 RA/DEC drives + SW80x350
SkyWatcher 100ED PRO + HEQ-5 PRO
SW1206 / DS80x600 2" / DS80x400 2" + JWT1

Оффлайн SAYАвтор темы

  • *****
  • Сообщений: 11 872
  • Рейтинг: +310/-21
    • Show only replies by SAY
Re: Вопрос по торцевой разгрузке ГЗ
« Ответ #7 : 24 Ноя 2007 [23:08:03] »
SAY ! Сверлить длиным сверлом , одев на него втулку , лучше фланец . Получится нч чуть хуже чем на станке .                                Серега .

Серега! Спасибо за совет, вот только где я эту самую втулку возьму, да еще желательно с фланцем. Придется как-нибудь на глазок, не впервой уже. Сначала сверлом потоньше, подправить натфилем, если надо, и уже основным сверлом. Главное потом метчиком во второе соосное отверстие в профиле правильно попасть.
Ахромат SW 15012+Х1
Ньютон 10" с ДЗ 40/фокус 1250 + GP-DX GTS
EQ Доб 14"-70/1680 RA/DEC drives + SW80x350
SkyWatcher 100ED PRO + HEQ-5 PRO
SW1206 / DS80x600 2" / DS80x400 2" + JWT1

Онлайн serega2007

  • *****
  • Сообщений: 59 286
  • Рейтинг: +857/-31
    • Show only replies by serega2007
Re: Вопрос по торцевой разгрузке ГЗ
« Ответ #8 : 24 Ноя 2007 [23:21:19] »
               Рядом с дрелью ставьте школьный угольник и скажите Другу чтобы проконтролировал нормальное положение сверла со сторон икс и игрек . Мечиками в быту пользуйтесь только ГАЕЧНЫМИ ( машинными ) .
Они универсальны , позволяют качественно нарезать резьбу и просто улучшается  настроение , особенно когда десятки одинаковых резьбовых отверстий . Можно взять напрокат . Качеством они выше и ничего с ними не случится .                         Серега .
До встречи на Астрофесте !
Ибо на Астрофоруме жизни нет .
                                            Серега .

Онлайн А.Н.Крылов

  • *****
  • Сообщений: 2 724
  • Рейтинг: +154/-1
  • "...учиться, учиться и, ещё раз учиться..."
    • Show only replies by А.Н.Крылов
Re: Вопрос по торцевой разгрузке ГЗ
« Ответ #9 : 24 Ноя 2007 [23:45:52] »
А как резьбовая опора будет держаться в профиле толщиной 2 мм.? Шаг резьбы М6 - 1 мм(нормальная резьба) и получается всего 2 нитки. В двух противополжных стенках резьбу можно нарезать только обычным метчиком, машинный мечик короткий, может пройти одну стенку насквозь, а заход резьбы в противоположной стенке можно совместить только нарезкой резьбы метчиком, который не выйдет из реьбы в первой стенке.
Нютон 256 мм F-1417 мм. на Добсоне, Ньютон 156 мм F-1113,5 мм. МН 56,   HEQ-5 pro SynSkan. NGC Sky Vector. Canon 450D. Nikon D70.,5200. EQ-6 pro SynScan. Equinex 80. DS 110ED. SW2001.

Если тебе роют яму, не мешай, потом сделаешь бассейн.

Онлайн serega2007

  • *****
  • Сообщений: 59 286
  • Рейтинг: +857/-31
    • Show only replies by serega2007
Re: Вопрос по торцевой разгрузке ГЗ
« Ответ #10 : 24 Ноя 2007 [23:54:39] »
             У нас гаечным ( машинным ) мечиком называется ( возможно неправильно ) именно длинный . Для М6 длина только заходной части ММ 15 -20 . Полная длина , позволяющая удерживать нормальное ( геом. ) направление ММ 100 - 150 .                                               Серега .
До встречи на Астрофесте !
Ибо на Астрофоруме жизни нет .
                                            Серега .

Онлайн А.Н.Крылов

  • *****
  • Сообщений: 2 724
  • Рейтинг: +154/-1
  • "...учиться, учиться и, ещё раз учиться..."
    • Show only replies by А.Н.Крылов
Re: Вопрос по торцевой разгрузке ГЗ
« Ответ #11 : 25 Ноя 2007 [00:24:44] »
Все правильно, у машинного (гаечного) метчика длинный хвостовик, рабочая часть, как правило, короткая, заметно короче, чем у обычного. Он работает на проход(по этому и гаечный). Не всегда удобен, глухую резьбу им не нарежешь. А в данном случае, важно чтобы резьбовая часть была длиннее 30 мм. Поскольку профиль для жесткости оправы будет (я так думаю) расположен длинной стороной перпендикулярно зеркалу.
Нютон 256 мм F-1417 мм. на Добсоне, Ньютон 156 мм F-1113,5 мм. МН 56,   HEQ-5 pro SynSkan. NGC Sky Vector. Canon 450D. Nikon D70.,5200. EQ-6 pro SynScan. Equinex 80. DS 110ED. SW2001.

Если тебе роют яму, не мешай, потом сделаешь бассейн.

Оффлайн ysdanko

  • *****
  • Сообщений: 7 408
  • Рейтинг: +96/-4
    • Show only replies by ysdanko
Re: Вопрос по торцевой разгрузке ГЗ
« Ответ #12 : 25 Ноя 2007 [00:32:01] »

Базовый элемент оправы - треугольная рама из алюминиевого прямоугольного профиля 30х15х2 мм. В середине каждой стороны вворачивается болт-опора ГЗ. Со стороны ГЗ срез головки болта в 9 мм от профиля (расчетная величина). С обратной (резьбовой) стороны болта пропиливается шлиц под отвертку для юстировки. С этой же стороны наворачивается контргайка до упора в профиль. Небольшая наклеенная неметаллическая прокладка на головке болта. Осевое ограничение для ГЗ - регулируемые по высоте лапки, нужны только для предотвращения выскальзывания ГЗ из оправы.
Такую схему использовал уже в трех конструкциях, но только с коромыслами (на 6 или 9 точек) и с шариковым шарниром в опоре. Предполагаю, что при разгрузке на 3 точки можно обойтись без шарниров.
Поле сборки проводится юстировка без ограничительных лапок. Далее оправа с ГЗ снимается, ставятся лапки с небольшим зазором, вновь установка в трубу на то же место и финишная юстировка.

Ну, теперь все понятно. В такой конструкции, чтобы избежать смещение зеркала при вращении юстировочных винтов, нельзя применять «пятаки» большой площади. Лучше применить конусные наконечники из текстолита. Если все-таки будут «пятаки» то необходимо между шляпкой винта и пятаком поставить шарик. В противном случае, если пятак достаточно жесткий и приклеен к винту, при юстировке, между зеркалом и пятаками возникнет угловой зазор. То есть ГЗ не будет опираться на всю площадь «пятака», и его применение в данном случае лишается особого смысла.

Оффлайн SAYАвтор темы

  • *****
  • Сообщений: 11 872
  • Рейтинг: +310/-21
    • Show only replies by SAY
Re: Вопрос по торцевой разгрузке ГЗ
« Ответ #13 : 25 Ноя 2007 [00:41:07] »
А как резьбовая опора будет держаться в профиле толщиной 2 мм.? Шаг резьбы М6 - 1 мм(нормальная резьба) и получается всего 2 нитки. В двух противополжных стенках резьбу можно нарезать только обычным метчиком, машинный мечик короткий, может пройти одну стенку насквозь, а заход резьбы в противоположной стенке можно совместить только нарезкой резьбы метчиком, который не выйдет из реьбы в первой стенке.

С одной стороны толщина 2 мм (стенка профиля) + 2 мм (центральная треугольная пластина со срезанными углами, жестко стянутая с профилем винтами и на эпоксидке, повернута на 60 град. к базе, к ней крепится вентилятор), с другой стороны 2 мм (профиль). Контргайка с той стороны, где 2+2 мм.
Насколько мне известно, в резьбовом соединении по полной программе работают не более 2 витков.
Ахромат SW 15012+Х1
Ньютон 10" с ДЗ 40/фокус 1250 + GP-DX GTS
EQ Доб 14"-70/1680 RA/DEC drives + SW80x350
SkyWatcher 100ED PRO + HEQ-5 PRO
SW1206 / DS80x600 2" / DS80x400 2" + JWT1

Оффлайн ysdanko

  • *****
  • Сообщений: 7 408
  • Рейтинг: +96/-4
    • Show only replies by ysdanko
Re: Вопрос по торцевой разгрузке ГЗ
« Ответ #14 : 25 Ноя 2007 [00:41:38] »
А как резьбовая опора будет держаться в профиле толщиной 2 мм.? Шаг резьбы М6 - 1 мм(нормальная резьба) и получается всего 2 нитки....

Да никак не будет ;D ;D Тем более что это юстировочные винты. Придется однако резьбовые втулки вставлять :)

Оффлайн ysdanko

  • *****
  • Сообщений: 7 408
  • Рейтинг: +96/-4
    • Show only replies by ysdanko
Re: Вопрос по торцевой разгрузке ГЗ
« Ответ #15 : 25 Ноя 2007 [00:57:48] »

....Насколько мне известно, в резьбовом соединении по полной программе работают не более 2 витков.


Износостойкость резьбы прямопропорциональна числу витков. 2-3(х) витков вам хватит очень не надолго, тем более, что вы собираетесь применять контрящие гайки.

Онлайн serega2007

  • *****
  • Сообщений: 59 286
  • Рейтинг: +857/-31
    • Show only replies by serega2007
Re: Вопрос по торцевой разгрузке ГЗ
« Ответ #16 : 25 Ноя 2007 [01:00:28] »
Все правильно, у машинного (гаечного) метчика длинный хвостовик, рабочая часть, как правило, короткая, заметно короче, чем у обычного. Он работает на проход(по этому и гаечный). Не всегда удобен, глухую резьбу им не нарежешь. А в данном случае, важно чтобы резьбовая часть была длиннее 30 мм. Поскольку профиль для жесткости оправы будет (я так думаю) расположен длинной стороной перпендикулярно зеркалу.
       А.Н.Крылов ! В этом случае согласен . С полной резьбой участок короткий в гаечных . Они мне и нравятся , что резьбу не закосишь и резать быстро навылет , получая сразу готовую резьбу . Впредь буду внимательнее . Но в любом случае надо пройти хоть пол резьбы , хоть одну стенку гаечным .
        ysdanko  ! Поддерживаю ВАШЕ решение , но считаю целесообразным делать шаровую опору прямо на винте или хотябы конус . У меня в оправе будут коромысла на " ламбаде " . Тарелки - пятаки тоже должны будут качаться .
         *** Ламбада - это бугор поперек дороги .                                Серега .            
До встречи на Астрофесте !
Ибо на Астрофоруме жизни нет .
                                            Серега .

Оффлайн SAYАвтор темы

  • *****
  • Сообщений: 11 872
  • Рейтинг: +310/-21
    • Show only replies by SAY
Re: Вопрос по торцевой разгрузке ГЗ
« Ответ #17 : 25 Ноя 2007 [01:02:31] »
А как резьбовая опора будет держаться в профиле толщиной 2 мм.? Шаг резьбы М6 - 1 мм(нормальная резьба) и получается всего 2 нитки. В двух противополжных стенках резьбу можно нарезать только обычным метчиком, машинный мечик короткий, может пройти одну стенку насквозь, а заход резьбы в противоположной стенке можно совместить только нарезкой резьбы метчиком, который не выйдет из реьбы в первой стенке.

С одной стороны толщина 2 мм (стенка профиля) + 2 мм (центральная треугольная пластина со срезанными углами, жестко стянутая с профилем винтами и на эпоксидке, повернута на 60 град. к базе, к ней крепится вентилятор), с другой стороны 2 мм (профиль). Контргайка с той стороны, где 2+2 мм.
Насколько мне известно, в резьбовом соединении по полной программе работают не более 2 витков.


Так вот я и пытаюсь понять, спрашивая совета, какая должна быть минимальная площадь контакта опоры с зеркалом, через прокладку естественно (сукно, фетр, кожа, ...). По Сикоруку, если память не изменяет, диаметр прокладки составляет 1:10-1:12 от диаметра ГЗ. А 1:30 можно (шляпка болта) или уже в зеркале появится местный перенапряг? Если можно, тогда шарик нафиг не нужен.
Ахромат SW 15012+Х1
Ньютон 10" с ДЗ 40/фокус 1250 + GP-DX GTS
EQ Доб 14"-70/1680 RA/DEC drives + SW80x350
SkyWatcher 100ED PRO + HEQ-5 PRO
SW1206 / DS80x600 2" / DS80x400 2" + JWT1

Онлайн serega2007

  • *****
  • Сообщений: 59 286
  • Рейтинг: +857/-31
    • Show only replies by serega2007
Re: Вопрос по торцевой разгрузке ГЗ
« Ответ #18 : 25 Ноя 2007 [01:05:15] »

....Насколько мне известно, в резьбовом соединении по полной программе работают не более 2 витков.


Износостойкость резьбы прямопропорциональна числу витков. 2-3(х) витков вам хватит очень не надолго, тем более, что вы собираетесь применять контрящие гайки.
             Я понял что будут две стенки т.е. 4 - 6 витков . Но лучше , вероятно что-нибудь М 8 Х 0,75 .                       Серега .
До встречи на Астрофесте !
Ибо на Астрофоруме жизни нет .
                                            Серега .

Оффлайн ysdanko

  • *****
  • Сообщений: 7 408
  • Рейтинг: +96/-4
    • Show only replies by ysdanko
Re: Вопрос по торцевой разгрузке ГЗ
« Ответ #19 : 25 Ноя 2007 [01:14:49] »
Мелкий шаг в любом случае нужен, да и увеличение диаметра винта не повредит. Но здесь сталь по дюрали... Я бы все-таки поставил резьбовые втулки.