A A A A Автор Тема: Ободрал  (Прочитано 2871 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

alexxx

  • Гость
Ободрал
« : 11 Авг 2005 [18:36:07] »
Делаю сейчас своё первое зеркало 8) Диаметр 215мм, фокус 1400мм, толщина 20мм. Знаю, что диаметр для первого раза многоват, но эта стекляха уже была, а меньшую, надо было искать. Так вот обдирал на поворотном столике, прямым штрихом, металлическим кольцом, от подшипника диаметр 100мм, толщина стенки 8мм, сверху положен груз ~3кг. До этого контролировал только стрелку кривизны всего зеркала, сейчас она 2мм ну столько и нужно. Сделал сферометр на базе дискового индикатора с базой 45мм. Результат измерений на графике внизу, по оси ординат стрелка кривизны в микронах, по оси абсцис расстояние от центра зеркала. Видно, что в центре кривизна рассчётная, а  на краю в два раза меньше :o И что теперь делать :'( Можно это исправить при шлифовке, или плюнуть и обдирать обратную сторону заготовки, а если так, то что делать чтобы эта ситуация не повторилась.
P.S. Где купить цивильных абразивов и полирита ???

Оффлайн David

  • ****
  • Сообщений: 326
  • Благодарностей: 26
    • Сообщения от David
Re: Ободрал
« Ответ #1 : 11 Авг 2005 [19:25:34] »
При обдирке кольцом не нужно бояться штриха по хорде, это выравнивает кривизну в центре  и на краю. Вторую сторону не трогайте,не изменив характера штрихов получите тот же результат. А вообще при приработке шлифовальника кривизна рано или поздно выровняется.
Самодельный двойной 200 + 150 мм GoTo ньютон, переделанная камера SK1004Х , SK1043x, Canon350Da

Оффлайн Бор

  • ***
  • Сообщений: 119
  • Благодарностей: 4
    • Сообщения от Бор
Re: Ободрал
« Ответ #2 : 11 Авг 2005 [20:41:58] »
Тоже однажды закотовку D=200 обдирал. Оша была склеена из 3-х 8-мм слекол, так я, задумавшись, нечаянно в центре одно стекло продрал ! и теперь через верх вижу второе стекло ! Не всё ещё потеряно.

Михаил Никитин

  • Гость
Re: Ободрал
« Ответ #3 : 11 Авг 2005 [21:30:53] »
 <<Она была склеена из 3-х 8-мм стекол>>
Пожалуйста, скажите, чем ее клеили и как? И поддается ли заготовка после этого фигуризации (имею в виду термические деформации)? Я вот собираюсь сделать нечто похожее, но покрупнее, порядка 300 - 350 мм и с большим числом слоев (возможно, более тонких), так стоит ли? 

alexxx

  • Гость
Re: Ободрал
« Ответ #4 : 11 Авг 2005 [21:39:04] »
При обдирке кольцом не нужно бояться штриха по хорде, это выравнивает кривизну в центре  и на краю. Вторую сторону не трогайте,не изменив характера штрихов получите тот же результат. А вообще при приработке шлифовальника кривизна рано или поздно выровняется.
То есть ничего страшного, при шлифовке поверхность сама исправится? И какой делать вынос шлифовальника стандартный 1/3, или больше, меньше?

Оффлайн Бор

  • ***
  • Сообщений: 119
  • Благодарностей: 4
    • Сообщения от Бор
Re: Ободрал
« Ответ #5 : 11 Авг 2005 [23:17:10] »
<<Она была склеена из 3-х 8-мм стекол>>
Пожалуйста, скажите, чем ее клеили и как? И поддается ли заготовка после этого фигуризации (имею в виду термические деформации)? Я вот собираюсь сделать нечто похожее, но покрупнее, порядка 300 - 350 мм и с большим числом слоев (возможно, более тонких), так стоит ли? 

Клеил эпоксидкой. Мазал по всей поверхности и по бокам. Про нагрев ничего не скажу.... А вот стоит или нет - не знаю, я начинал со склеивания двух оконных 4мм толщиной D=80 мм
« Последнее редактирование: 11 Авг 2005 [23:19:02] от Борман »

Оффлайн David

  • ****
  • Сообщений: 326
  • Благодарностей: 26
    • Сообщения от David
Re: Ободрал
« Ответ #6 : 11 Авг 2005 [23:55:32] »
При шлифовке поверхность автоматически исправится, но можно несколько ускорить этот процесс обдиркой по хорде. Строгие рекомендации по величине выноса хорды за центр дать наверное не получиться, это зависит от кучи трудноучитываемых факторов. В моём случае я обдирал 203мм заготовку сплошной чугунной болванкой 100мм и получил сходный результат. Перейдя на штрих по хорде значительно  исправил положение.Предельная величина смещения определялась опрокидыванием зеркала в разгрузочном приспособлении.
Обдирка - это ведь самая безответственная операция не бойтесь экспериментировать ;).
Самодельный двойной 200 + 150 мм GoTo ньютон, переделанная камера SK1004Х , SK1043x, Canon350Da

stepan

  • Гость
Re: Ободрал
« Ответ #7 : 12 Авг 2005 [00:11:58] »
Кстати, эпоксидка и аллюминирование в вакуумке-вещи несовместимые. Учтите.

alexxx

  • Гость
Re: Ободрал
« Ответ #8 : 12 Авг 2005 [02:24:25] »
Обдирка - это ведь самая безответственная операция не бойтесь экспериментировать ;).
Так чего теперь экспериментиравать - центральные части зеркала вышли на рассчётную кривизну, а обдирая по хорде я может и исправлю кривизну в целом, но фокус будет меньше рассчётного, да и к чему всё это городить, если при шлифовке всё исправится. Но в бущем учту :)
Никто не скажет, где можно раздобыть фабричных абразивов, полирита, смолы, а то после обдирки на самопале, шлифовка не воодушевляет ;)

Оффлайн Pavel_Boboshkin

  • ****
  • Сообщений: 267
  • Благодарностей: 9
  • Мне нравится этот форум!
    • Сообщения от Pavel_Boboshkin
    • Киевский клуб телескопостроения -"Максутов-клуб"
Re: Ободрал
« Ответ #9 : 12 Авг 2005 [07:21:29] »
Лучше не рассчитывайте на то, что при шлифовке всё исправится, а исправьте форму поверхности сразу, тем более, что у Вас есть прекрасный метод контроля - сферометр. Исправляйте штрихом по хорде, старайтесь тереть ту зону, на которой надо снять больше материала. Только, по моему, кольцо такое как у Вас для этого мало пригодно, оно ведь не работает центром - как раз тем местом где надо будет снимать больше материала. Возьмите или кольцо по меньше (раза в полтора-два) или круглый блинчик, тоже не большойй.
Обдирка со штрихом по хорде есть во врором издании книги Сикорука.

Оффлайн David

  • ****
  • Сообщений: 326
  • Благодарностей: 26
    • Сообщения от David
Re: Ободрал
« Ответ #10 : 12 Авг 2005 [09:57:09] »
При обдирке блинчик от кольца почти ничем не отличается, металл сошлифовывается гораздо медленнее стекла. Моя чугуниевая болванка приработалась на кольцевой зоне шириной милиметров 10 и всё. Её центр работал только на начальном этапе. Работая по хорде с большим выносом  край снимается больше центра - значит кривизна уменьшается. Тоже произойдёт и при приработке полноразмерного шлифовальника - кривизна центра уменьшится ,а краёв увеличиться. 
Самодельный двойной 200 + 150 мм GoTo ньютон, переделанная камера SK1004Х , SK1043x, Canon350Da

alexxx

  • Гость
Re: Ободрал
« Ответ #11 : 12 Авг 2005 [12:19:26] »
Спишь, никого не трогаешь, а тут уже столько советов дали :) Спасибо! :D В общем прочитал и решил исправить сейчас, не дожидаясь шлифовки.  Подходящего диаметра кольца, или чего-нибудь круглого в доме не оказалось и я решил пойти на понастоящему ужасный ;) эксперимент. Взял кусок абразивного круга формой напоминающий обдолбаный треугольник и размером сантиметров 6. Он же всё равно будет в шаловливых ручках крутиться, так что ничего страшного  произойти не должно было. Подвигал им минут 20 по хорде, измерил сферометром, результат на графике. В центре кривизна уменьшилась и поверхность стала более плавной. но край по прежнему отстаёт :( Боязно его сильно тереть - а вдруг будет завал? Можно с такой поверхностью справиться при шлифовке, или продолжить равнять?
« Последнее редактирование: 12 Авг 2005 [12:22:19] от alexxx »

tlgleonid

  • Гость
Re: Ободрал
« Ответ #12 : 12 Авг 2005 [12:50:27] »
Не тратте времени. Шлифуйте на шлифовальнике. При притирке шлифовальника и заготовки все пойдет довольно быстро и через час (может чуть больше) поверхность сама станет сферической, причем из даже более худшей, чем у Вас. Опыт натирания 4 зеркал показал, что пришлифовка пройдет быстро: если
1. в центре глубина провала чуть меньше необходимого. (Примерно на 0.1-0.2 мм)
2. к краю стрелка кривизны постепенно уменьшается.
3. толщина шлифовальника ( у меня эпоксидный слой) должна быть везде не менее 5-6 мм.
Если будете исправлять поверхность при обдирке, можете передрать центр и надрать астигматизм

alexxx

  • Гость
Re: Ободрал
« Ответ #13 : 12 Авг 2005 [14:47:23] »
Не тратте времени. Шлифуйте на шлифовальнике. При притирке шлифовальника и заготовки все пойдет довольно быстро и через час (может чуть больше) поверхность сама станет сферической, причем из даже более худшей, чем у Вас. Опыт натирания 4 зеркал показал, что пришлифовка пройдет быстро: если
1. в центре глубина провала чуть меньше необходимого. (Примерно на 0.1-0.2 мм)
2. к краю стрелка кривизны постепенно уменьшается.
3. толщина шлифовальника ( у меня эпоксидный слой) должна быть везде не менее 5-6 мм.
Если будете исправлять поверхность при обдирке, можете передрать центр и надрать астигматизм
Спасибо за совет :D Ну вроде условия 1 и 2 выполнены 8) А вот на счёт шлифовальника, что лучше использовать в качестве рабочей поверхности: эпоксидку, или стеклянные квадратике на эпоксидке

tlgleonid

  • Гость
Re: Ободрал
« Ответ #14 : 12 Авг 2005 [16:23:37] »
Эпоксидка мягче стекла и дает лучшую матовость. По этой причине можно остановится на порошке F500 или F800 и потом быстро отполировать. Да и форму он поддерживает лучше. Единственный недостаток эпоксидки - дорогая. У вас думаю уйдет грамм 300

Оффлайн Pavel_Boboshkin

  • ****
  • Сообщений: 267
  • Благодарностей: 9
  • Мне нравится этот форум!
    • Сообщения от Pavel_Boboshkin
    • Киевский клуб телескопостроения -"Максутов-клуб"
Re: Ободрал
« Ответ #15 : 12 Авг 2005 [16:34:14] »
Боязно его сильно тереть - а вдруг будет завал? Можно с такой поверхностью справиться при шлифовке, или продолжить равнять?
То, что сейчас имеется, это и есть завал края, так как кривизна на краю меньше. В начале он был еще больше, а теперь уменьшился, так что можно прожолжить в том же духе. Помните, что сфере на Вашем графике соответствует горизонтальная прямая линия. Исправлять лучше сейчас, по тому что потом на это уйдет гораздо больше времени. Хотя слишком усердствовать, добиваясь прямой линии тоже не стоит.
Про изготовление фасеточного шлифовальника описано у Навашина, а также здесь:
https://astronomy.ru/forum/index.php/topic,2195.msg30742.html#msg30742

tlgleonid

  • Гость
Re: Ободрал
« Ответ #16 : 12 Авг 2005 [17:43:11] »
Павел!
Когда мы обдираем кольцом, форма может получится довольно завленной и далекой от сферичности. Но при стрелке еривизны в центре 2мм отклонения в 0.2-0.3 мм по бокам не страшны. Допустим у нас в центре яма и сильный завал на краях. Мы отлили шлифовальник, который повторит форму завала и начнем шлифовать. Что получится?
А получится вот что. Выпуклость в центре шлифовальника начнет сдирать средние поднятые зоны.В конце концов фигура зеркала улучшится, но вот форма шлифовальника несколько испортится и он в центре не будет соприкасаться с зеркалом. Теперь уже зеркало начнет сошлифовывать средние зоны. И так довольно быстро зеркало и шлифовальник начнут исправлять друг друга. пока не станут полностью сферичными. Причем процесс этот быстрый.
Если у нас хорошая сфера, но края завалены произойдет следующий процесс: будут сошлифовываться и зеркало и шлифованик, причем то, что сверху будет увеличивать кривизну. В результате завал уберется.
Причем получается все само собой. Естественно. что штрих приходится выбирать 1/4 диаметра.
Подгонять фигуру обдиркой не очень хорошо, ведь можно и центр слишком провалить и добится сферы гараздо сложнее.
Я, когда обдирал, добивался ямы в центре нужной глубины (на 0.1 мм меньше расчетного), а затем просто пришлифовывал шлифовальник. Все получалось само собой и всегда.

Оффлайн Евгений Пухальский

  • *****
  • Сообщений: 529
  • Благодарностей: 12
    • Сообщения от Евгений Пухальский
Re: Ободрал
« Ответ #17 : 12 Авг 2005 [21:27:14] »
Ясно, что обдирка как таковая не даст хорошей или приблизительно хорошей сферы, и очень желательно, чтобы зеркало сохранило полученую при обдирке стрелку кривизны.

Через пару десятков минут после начала притирки (после сглаживания центрального бугра в эпоксидной поверхности), можно наблюдать кольцеобразную зону более тонкой прошлифовки, чем мат от обдирки. Обычно она распологается на зоне от 0,5 до 0,8 радиуса. Зона притирки расширяется, и касается центра и края обычно в разное время. Если первым притрется край, то стрелка кривизны в результате уменьшится, а если центр - то увеличится. Чтобы притереть одновременно и край и центр, нужно экспериментировать с положением зеркала и шлифовальника.
Если кольцевая зона расположена ближе к краю, тогда зеркало надо распологать сверху на шлифовальнике, и тереть эллиптическим штрихом с большим выносом. Если же кажется, что первым прошлифуется центр - зеркало снизу, шлифовальник сверху.
Работая таким образом, можно победить даже очень грубую и неточную поверхность, с большой ямой в центре и завалом края.  Про то, каким образом сошлифовывается эпоксидный шлифовальник, можно не думать - он сдирается очень быстро, подстраиваясь под кривизну зеркала. Главное только, не содрать его нацело ;D .

Цитата
<<Она была склеена из 3-х 8-мм стекол>>
Пожалуйста, скажите, чем ее клеили и как? И поддается ли заготовка после этого фигуризации (имею в виду термические деформации)? Я вот собираюсь сделать нечто похожее, но покрупнее, порядка 300 - 350 мм и с большим числом слоев (возможно, более тонких), так стоит ли?

Нежизнеспособно.

Цитата
Лучше не рассчитывайте на то, что при шлифовке всё исправится, а исправьте форму поверхности сразу, тем более, что у Вас есть прекрасный метод контроля - сферометр.

Спорить не буду, но у меня отлично притерлись два 165мм, 235 и 300мм...  Обдирка велась случайным куском металла, притирка к эпоксиду, N12. Только следил за величиной стрелки кривизны.


Удачи!
« Последнее редактирование: 12 Авг 2005 [22:12:41] от Евгений Пухальский »
Мне нравится этот форум!

alexxx

  • Гость
Re: Ободрал
« Ответ #18 : 12 Авг 2005 [21:51:40] »
Днём появилось солнце, проверил фокус альтернативным способом - получилось примерно 160см при зайчике размером  сантиметра два окруженным ореолом сантиметров в восемь. Ещё хотел поиграть в Фуко, не вышло апертура рулит, даже на мокром только ободраном зеркале солнце слепит глаза :o Вечером сделал простейший теневик и увидел то, что и ожидал: завал края, яма в центре. Но раз говорите, что всё нормально, завтра пойду за цементом 8), будем заливать! :D

stepan

  • Гость
Re: Ободрал
« Ответ #19 : 12 Авг 2005 [22:12:07] »
Ну..Давай! Удачи! ;)