Я прошу прощения за возможные языковые ляпы, поскольку спал в предыдущую ночь всего 4,5 часа и сейчас сижу никакой. Тем не менее, перечитав набранное, не нахожу особых ляпов и, думаю, смог передать то, что мы увидели и прочувствовали в утро и первую половину 6 июня 2012 года. Возможно, что потом буду дополнять и уточнять некоторые детали. Но на опыте убедился, что запись произошедшего в тот же день является более точной и передает больше эмоций и чувств, чем сделанные позднее.
Ссылка на
архив с фотографиямиИтак,
Действующие лица:
- Участники томского астрофорума под никами: Identity (Дмитрий), von Hohenheim, Vovik, Freddykrug.
- Члены астроклуба
Дворца творчества детей и молодежи с Алькором, малым школьным рефрактором, еще каким-то инструментом и стеклами от маски сварщика.
- Заинтересованные лица.
Техника, использованная для наблюдения всего прохождения:
Identity: Рефрактор ТАЛ-125R - выступавший в качестве астро... нет, гелиографа, фотоаппарат Nikon D40x, окуляр ES 6.7 @82 и другие, ноутбук. Несколько окулярных светофильтров различной пропускаемой способности (некоторые самодельные).
Freddykrug: Рефлектор Sky-Watcher Dob 8" (далее – просто Доб, Добсон), Celestron Omni XLT 120 (далее – Селестрон-120). Окуляры: ES 2‘’ 18 @82 WO Swan 20 mm, 15 mm, Baader Hyperion 8 mm (и другие). Заводские светофильтры на базе пленки AstroSolar на обе трубы, окулярный светофильтр НПЗ в запасе.
============================
Возможности фиксировать моменты с точностью до 0,1 секунды у меня не было. Поэтому целью своего наблюдения было зафиксировать продолжительность видимости «эффекта Ломоносова», фиксируя время по секундомеру на сотовом телефоне. Сразу скажу, что из-за суматохи и дикого цейтнота на всходе этого не осуществил, зато при сходе поставил фотоаппарат на видеосъемку и длительность можно вычислить по нашим репликам. Только вот файл самого фильма (формата AVI) более 2 гигабайта, а как сжимать-конвертировать – ни малейшего представления.
(стенограмма наших переговоров выложена тут . Дополнено 11-06-2012 года) Опускаю описание отъезда от дома и прибытия на место наблюдения. Опишу место: грунтовая разбитая дорога между двумя пригородными поселками, куда и в сухую погоду машине с низким клиренсом соваться надо с осторожностью. Телескопы разместили по правой (от направления движения) обочине, которая возвышалась над остальной частью дороги. На пути к Солнцу видимость перегородила довольно высокая (по колено) земляная насыпь глубокой канавы. Рефрактору было нипочем, у него труба возвышалась над травой, чего, а вот труба Добсона «уставилась» прямо на границу насыпи - высота «табуретки» оказалась низкой. Поэтому на всходе Венеры Доб проигрывал и изображения давал гораздо хуже, даже несмотря на то, что я вытоптал траву на пути зрения и Добсона и Селестрона, а потом участник астроклуба скосил часть травы ножом. Даже не помню, видел ли кто эффект Ломоносова на Добсоне…. Прыгать через канаву с инструментами и располагаться на поле попросту не было времени, да и рискованно — даже без груза расстояние для прыжка было большим....
На место приехали «тика в тику», как говорят дети, и собиралась техника в спешке, рефрактор был готов буквально за считанные минуты до начала события. Впопыхах забыл надеть на штангу противовесов второй блинчик противовеса, поэтому изображение слегка «плясало», за что прошу прощения у наблюдателей…
Итак, первый контакт. Почти безоблачный северо-восток, небольшая дымка на горизонте и перистое облачко... Турбулентность была, но не очень дикая, поставил на Селестрон-120 15-мм СВАН, а на Доб – 18-мм ES (оба давали увеличение 66,5 крат). Большее увеличение применять не было смысла.
Увидел атмосферу Венеры первым я (нескромно, но так) на Селестроне-120. Identity увидел на Мегрец-72, примерно с увеличением 65 крат. Толком посмотреть всё восхождение было просто невозможно – всем было интересно было посмотреть на «рожки» и «ободок».
Где-то в 7-30 почти все уехали, в поле остались только я — Freddykrug – и Identity.
Чем выше поднималось Солнце, тем более Добсон реабилитировал себя, побивая Селестрон апертурой: увидели даже зернистость (грануляцию) и факелы на диске, а также точки мелких пятен. Для Селестрона же грануляция едва намечалась. Причем после прохождения максимума Венера проецировалась на один из факелов, была эдакая «венерианская корона» - очень красиво. На Селестроне факелы были видны, но не так отчетливо, а грануляция – только намеки на неё и то при мгновениях абсолютного спокойствия атмосферы.
Хотя оба фильтра от Астросолар были у меня относительно давно, но понаблюдать Солнце смог только в этот день. И, рассматривая все детали на Солнце, не раз жалел об этом, а также о том, что не взял цветные фильтры и другие фильтры (для дипскаев, для борьбы с хроматизмом и т.д.) – чемоданчик для аксессуаров и так был забит под завязку. Также жалел, что не было возможности купить и опробовать Baader Solar Continuum – насколько он хорошо прорисовывает грануляцию и факелы. При этом рассматривание долго не могло продолжаться — глаза от яркости начинали уставать. У Identity с собой были люмиконовские UHC (синий) и кометный (дававший желтый оттенок) фильтры, смотрели через них. Удивительно, но факт: пока Солнце было низко над горизонтом, вид в UHC был интереснее, но с повышением высоты кометный фильтр выигрывал в прорисовке деталей.
Начиная с 8 часов, некоторую тревогу возвал длиннющий шлейф облаков, прошедшего с востока на запад через весь горизонт. Плотность его была такова, что порой в телескопы не могли различить Солнца. Но к 10 часам шлейф ушел и заканчивали наблюдения просто при замечательнейшем жарком небе.
Ожидая третий контакт, разговорились с Identity про надежность окулярных фильтров и светопроницаемость по сравнению с пленочными. Результатом была перестановка: с Селестрона-120 был снят астросоларовский пленочный фильтр и установлен окулярный НПЗ-шный, а чтобы тот не перегревался, была надета родная крышка с снятой крышкой отверстия и - когда не наблюдали - дополнительно закрывали объектив полностью. Изображение через окулярный фильтр было значительно темнее. Пленочный фильтр же был водружен на ТАЛ-125, причем выяснилось, что внутренний диаметр фильтра даже больше внешнего диаметра трубы! Закрепили его скотчем, по сравнению с окулярным изображение стало более ярче.
Рассматривая Венеру и в рефрактор и в рефлектор, обратил внимание на особый хроматизм вокруг диска. При этом в рефрактор одна половина была красноватой, другая синеватой, в рефлектор же была желтоватой по всей окружности. Identity объяснил это явление окулярным хроматизмом и продемонстрировал игры цвета: сначала загнал диск в один край, а затем другой — и «полярность» цветов поменялась.
К третьему контакту ТАЛ-125 исправно продолжать использоваться для фото; через Добсон методом перебора было решено использовать Baader Hyperion 8 мм (150 крат), использовать ES 6.7 не давала турбуленция. Был также подготовлен Селестрон-120, которым я хотел проверить «возможность Ломоносова», с окуляром 40 крат, но поглощенный наблюдениями в Доб, совсем забыл про него.
О том, что на экране фотоаппарата виден «эффект капли», возвестил Дмитрий. Я же в Добсонпо прежнему видел Венеру вблизи краешка солнца, «эффект черной капли» увидел позднее. Удивительно, но атмосфера Венеры была видно больше с одной стороны (ближе к северному полюсу), чем с южной.
Дима разрывался между ТАЛом и Добсоном, контролируя качество фото и смотря в Доб, я же совершенно позабыл про свой эксперимент с Селестроном и как завороженный рассматривал Венеру, будто не насмотрелся на неё предыдущие 6 часов....
Позавидовал зрению Димы: ожидая яркий ободок, как то было при первом контакте, я не обратил внимание на то, что не совсем четко, но видел диск Венеры. Дима уверял, что ободок виден полностью. Его правоту — что то, что я воспринимал просто как контур, и было атмосферой - понял позднее, когда Венера ушла с диска настолько, что сошедшая часть перестала отличаться от черноты неба. И яркий ободок — вспышку — мы увидели — на несколько секунд. В конце концов светящийся контур диска исчез и Венера стала восприниматься только как полукруглый выем на диске светила. Для повышения контрастности Солнце «загнали» в угол, и Венеру оставили с краю, так и смотрели, как постепенно черный полукружок превращается в ровную выщербинку, чтобы окончательно исчезнуть….
После этого по звонкам в томский планетарий, а также к юным наблюдателям-кружковцам, мы узнали, что при сходе «эффект Ломоносова» они не увидели.
Обсуждая причины, сошлись на то, что у нас, на поле, не было городского смога, не было диких тепловых потоков от крыш близлежащих домов, от бетонных плит и от асфальта (температура воздуха в 13 часов была +29), а также то, что почва сама по себе не успела прогреться как следует, до полудня (хотя к четвертому контакту — 11 — 52 по местному - уже турбулентило весьма заметно). Я же подозреваю, что видимость еще придало использование именно астросоларовской пленки — что именно из-за хорошей яркости даваемого изображения мы и смогли увидеть атмосферу у Венеры. К сожалению, местный астрофорум засбоил и спросить наблюдателя — владельца самодельного фильтра на основе пленки SEYMOURSOLAR — у меня нет возможности.