A A A A Автор Тема: Зеркало из большой линзы  (Прочитано 2229 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Hans

  • Гость
Зеркало из большой линзы
« : 20 Янв 2005 [12:54:48] »
Нашёл большую плосковыпуклую линзу диаметром 170 мм. Думаю сделать из неё зеркало. Хочу узнать ваше мнение и замечания.
« Последнее редактирование: 20 Янв 2005 [12:57:20] от Hans »

Ernest

  • Гость
Re: Зеркало из большой линзы
« Ответ #1 : 20 Янв 2005 [13:14:17] »
При толщине в центре не менее 25 мм и 12 мм на краю - прекрасная заготовка.

Оффлайн INPan

  • *****
  • Сообщений: 8 668
  • Благодарностей: 184
  • Игорь Панкратов
    • Сообщения от INPan
Re: Зеркало из большой линзы
« Ответ #2 : 20 Янв 2005 [13:56:04] »
А разве толщина на краю имеет значение. Мне кажется чем она меньше, тем лучше.
Или я ошибаюсь?
А ешё если в этом зеркале снизу в центре высверлить углубление диаметром 20-25мм,
для подвески его за центр масс, получится очень хорошее зеркало. :)
Линзообразная форма как нельзя лучше подходит для такого способа разгрузки.
Такое зеркало делал Евгений Пухальский и остался очень им доволен.

Оффлайн Пецык Алексей

  • *****
  • Сообщений: 5 204
  • Благодарностей: 138
  • ТМШ, ТАЛ 100RSMT, Доб 10", Доб 18", БАС 30х90
    • Сообщения от Пецык Алексей
Re: Зеркало из большой линзы
« Ответ #3 : 20 Янв 2005 [14:36:57] »
ИМХО, если на краю линза тонкая, то при полировке она будет гнуться и не удастся получить точную поверхность.
Ну их нахрен, с их АПОхроматами - телескоп должен быть зеркальным! (с)   :-)))

Оффлайн INPan

  • *****
  • Сообщений: 8 668
  • Благодарностей: 184
  • Игорь Панкратов
    • Сообщения от INPan
Re: Зеркало из большой линзы
« Ответ #4 : 20 Янв 2005 [14:41:28] »
ИМХО, если на краю линза тонкая, то при полировке она будет гнуться и не удастся получить точную поверхность.
А-а. Вообще-то да. :-\

lorka

  • Гость
Re: Зеркало из большой линзы
« Ответ #5 : 20 Янв 2005 [17:18:02] »
Цитата
При толщине в центре не менее 25 мм и 12 мм на краю - прекрасная заготовка.
По видимому речь идет о конденсорной линзе фотоувеличителя. У меня есть такая. При диаметре 170 мм. толщина на краю - 3мм. Но уже в одном сантиметре от края толщина достигает 12 мм. И я думаю, этого хватит "выше крыши".

Оффлайн Дрюша

  • *****
  • Сообщений: 4 931
  • Благодарностей: 95
  • Вы сышите только мой голос...
    • Сообщения от Дрюша
Re: Зеркало из большой линзы
« Ответ #6 : 20 Янв 2005 [17:20:40] »
А для меня - не факт.
1. Зависит от способа закрепления. При положении "зеркало вверху", когда ручка или место под привод приклеено к центру - толщина по краю особого значения не имеет. Конечно, до 0 лучше не доводить, но 3-5 мм, я полагаю, хватит вполне. Можно так же придумать способ крепления на шпинделе при положении внизу. Я полагаю, что можно приклеить на точки ближе к центру, а самый край оставить свободным. Но это менее очевидно.

2. В телескопе, опять же, зависит от способа закрепления. Если клеить за центр, либо применять разгрузку на 3-6 точек, но ближе к центру, то сойдёт. Тут надо обдумать боковую разгрузку. Но если клеить на герметик или крепить за центральное отверстие, то нет проблем.

А так, с точки зрения сопромата и строймеха, край может иметь толщтну хоть 0. Вес у него тогда тоже будет 0. Разумеется, сфера (выпуклая поверхность) подходит к краю под каким-то углом. И вообще, эта форма намного более похожа на оптимальное сечение балки, чем плоскопараллельная пластина.

lorka

  • Гость
Re: Зеркало из большой линзы
« Ответ #7 : 20 Янв 2005 [17:50:21] »
Цитата
А для меня - не факт.
1. Зависит от способа закрепления...
Это и "ежу понятно". Настолько очевидно, что я даже не стал об этом говорить (по принципу "Разумному - достаточно").

От способа крепления зависит не только плоско-выпуклая заготовка, но и "обычная" плоская и любая другая. Верно?

Оффлайн AAV

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 3 627
  • Благодарностей: 76
    • Сообщения от AAV
Re: Зеркало из большой линзы
« Ответ #8 : 20 Янв 2005 [19:24:06] »
А разве толщина на краю имеет значение. Мне кажется чем она меньше, тем лучше.
Или я ошибаюсь?
А ешё если в этом зеркале снизу в центре высверлить углубление диаметром 20-25мм,
для подвески его за центр масс, получится очень хорошее зеркало.
Еспи крепить в телескопе за центр толщина по краю практически не имеет эначения, очень тонкую лучше не делать. За центр можно крепить зеркало диаметром до 300 мм не обязатьльно с сферообразной задней стороной, и оно будет прекрасно вести себя в телескопе.
ИМХО, если на краю линза тонкая, то при полировке она будет гнуться и не удастся получить точную поверхность.
При полировки гнутся она не будет, если наклеить ее на чашку с радиусом выпуклой стороны и диаметром 170мм. на небольщие смоленые точки.

Оффлайн Пецык Алексей

  • *****
  • Сообщений: 5 204
  • Благодарностей: 138
  • ТМШ, ТАЛ 100RSMT, Доб 10", Доб 18", БАС 30х90
    • Сообщения от Пецык Алексей
Re: Зеркало из большой линзы
« Ответ #9 : 20 Янв 2005 [21:34:38] »
Цитата
При полировки гнутся она не будет, если наклеить ее на чашку с радиусом выпуклой стороны и диаметром 170мм. на небольщие смоленые точки.

Боюсь тут могут быть проблемы с подборкой необходимой чашки (из чего ее сделать?) и с температурными неоднородностями, которые неизбежно возникают при полировке (чашка и стекло могут имерь различный коэфф.теплового расширения),  может просто после отклейки измениться форма стекла.
Ну их нахрен, с их АПОхроматами - телескоп должен быть зеркальным! (с)   :-)))

Оффлайн Astel-150

  • *****
  • Сообщений: 3 109
  • Благодарностей: 71
  • Мне нравится этот форум!
    • Сообщения от Astel-150
Re: Зеркало из большой линзы
« Ответ #10 : 20 Янв 2005 [21:43:09] »
Чашку можно сделать даже из оргстекла (выточить как ступенчатый шлифовальник), опору сделать за дырку в зеркале, а поверхность не клеить на смолу, а посадить на пластилиновые шарики (в качестве разгрузки)

Оффлайн fisher

  • ***
  • Сообщений: 183
  • Благодарностей: 3
  • Мне нравится этот форум!
    • Сообщения от fisher
Re: Зеркало из большой линзы
« Ответ #11 : 21 Янв 2005 [09:37:38] »
        А если чашку отлить из гипса или бетона используя как шаблон саму же линзу. И вытачивать ничего не надо. Хорошо, гипс не прочен, может не выдержать давления при шлифовке, но хороший бетон должен. Покрыть эпоксидкой и всё.

Hans

  • Гость
Re: Зеркало из большой линзы
« Ответ #12 : 21 Янв 2005 [13:19:06] »
При диаметре 170мм толщина в центре составляет примерно 35мм. В 1 см от края толщина примерно 1см сама линза достаточно тяжёлая прмерно 1,5 кг. Самая большая проблема для меня это оправа и конечноже шлифовка и полировка, ведь линза как ванька-встанька катается на выпуклой часте. Может у кого чертежи есть для таких случаев?

Оффлайн Alexander_Z

  • *****
  • Сообщений: 810
  • Благодарностей: 64
    • Сообщения от Alexander_Z
    • От "бумажного" телескопа до "ньютона"
Re: Зеркало из большой линзы
« Ответ #13 : 21 Янв 2005 [13:51:20] »
Главное хорошо зафиксировать линзу при обдирке, т.к. в этом случае она будет находится снизу (при обдирке кольцом или другим инструментом меньшего, чем линза диаметра).

Всю дальнейшую обработку, включая полировку и фигуризацию, можно выполнить в положении "зеркало сверху", если не стремиться особенно точно выдержать фокусное расстояние. А для рефлектора Ньютона, например, это совершенно и не нужно.

Если не применять большого нажима при тонкой шлифовке и полировке, то и разгрузка, по-моему, может и не потребоваться.

При креплении в оправе можно рассмотреть такой вариант: нашлифовать в центре выпуклой стороны плоский "пятачок" и приклеить зеркало за него. Такие способы крепления рассматривались здесь:  http://www.astronomer.ru/library.php?action=2&sub=2&gid=58 .
"Единственным средством борьбы с чумой является честность." Альбер Камю

Оффлайн Дрюша

  • *****
  • Сообщений: 4 931
  • Благодарностей: 95
  • Вы сышите только мой голос...
    • Сообщения от Дрюша
Re: Зеркало из большой линзы
« Ответ #14 : 21 Янв 2005 [14:25:19] »
Цитата
А для меня - не факт.
1. Зависит от способа закрепления...
Это и "ежу понятно". Настолько очевидно, что я даже не стал об этом говорить (по принципу "Разумному - достаточно").

От способа крепления зависит не только плоско-выпуклая заготовка, но и "обычная" плоская и любая другая. Верно?
Ну, это на тот случай, если кому-то взбрендит класть его на 3 точки по краю. А ведь на самом деле, как показывают расчёты (например, на PLOP) и более современные рекомендации, для минимизации деформаций даже плоскопараллелбную пластину лучше разгружать, если на 3 точки, то по 0.4 радиуса. Это для минимизации отклонений от ближайшей сферы/параболы с учётом перефокусировки. Если перефокусировку не учитывать (а минимизировать абсолютные деформации от исходной формы), а так же на 6 точек, то лучше по 0.6-0.66 радиуса. Но никак не по 0.9 радиуса, как это можно встретить даже в книжках у Навашина и Сикорука (по крайней мере, в первых изданиях). Тут даже на плоскопараллельной пластинке деформации будут вдвое больше, чем при оптимальной. А если край тонкий, то вообще...

Оффлайн AAV

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 3 627
  • Благодарностей: 76
    • Сообщения от AAV
Re: Зеркало из большой линзы
« Ответ #15 : 21 Янв 2005 [18:02:52] »
Если с выпуклой стороны нанести плоскую фаску(пятачок) шириной 15 мм от края отверстия, то можно наклеить на пятачок  плоский планчик и шлифовать, и полировать зеркало сверху. При полировке сверху полировальник лучше большего диаметра, чем деталь (210-220мм). При полировке детали сверху на таком полировальнике можно даже нанести асферизацию детали для рефлектора Ньютона. В телескопе зеркало можно крепить на стакане за центральное отверстие через прокладку резьбовым прижимом (главное не пережать), а не клеить на пятачок.
« Последнее редактирование: 21 Янв 2005 [18:50:55] от AAV »

Оффлайн Дрюша

  • *****
  • Сообщений: 4 931
  • Благодарностей: 95
  • Вы сышите только мой голос...
    • Сообщения от Дрюша
Re: Зеркало из большой линзы
« Ответ #16 : 25 Янв 2005 [14:40:14] »
А зачем сошлифовывать? Впрочем, для наклейки всё равно рекомендуется заматировать. Но лучше сделать дырку как под Кассегрен, либо хотя бы просто проточить (трубчатым сверлом) кольцевую канавку на глубину примерно в половину толщины стекла (которая в центре). Диаметр канавки я бы взял миллиметров 30. Кружок внутри канавки (30 мм в диаметре) можно сошлифовать в плоскость. Тут важна не плоская, а именно матовая поверхность. Тогда можно клеить не просто пятачок, а на пятячок с бортиком, который хорошо держит боковые усилия. Клеить лучше на двухкомпонентный тиоколовый герметик (силикон и полиуретан для полимеризации требуют доступа воздуха, а там с этим делом - проблема. Сохнуть так будет месяца 2. Хотя, можно клеить на дырявый "пятачок" с дырявым бортиком). Можно на эпоксидку. Этот "хвостик", за который предполагается приклеивать, можно зажимать как угодно, лишь бы он не отломился. Деформации, конечно, возникнуть могут, но вряд ли они распространятся дальше 1/5 - 1/3 радиуса главного зеркала. Эта зона всё равно будет затенена вторичкой.

Оффлайн fisher

  • ***
  • Сообщений: 183
  • Благодарностей: 3
  • Мне нравится этот форум!
    • Сообщения от fisher
Re: Зеркало из большой линзы
« Ответ #17 : 25 Янв 2005 [18:14:26] »
  Клеить на эпоксидку. Клеил я линзу на металический диск для обдирки на неё. Потом решил сбить лёгким боковым ударом. Результат - отбитый диск и расколотая линза. И как снимать потом линзу с основания при использовании герметика или эпоксидки? Или этот диск с самого начала и нужно предусматривать как будущий элимент устройства крепления и юстировки?

Оффлайн Дрюша

  • *****
  • Сообщений: 4 931
  • Благодарностей: 95
  • Вы сышите только мой голос...
    • Сообщения от Дрюша
Re: Зеркало из большой линзы
« Ответ #18 : 26 Янв 2005 [21:39:37] »
При обработке клеят на спец. воск. Можно на смолу. Или термоклей. Снимается - понятно как.

При нанесении покрытий в вакуумной камере зеркало должно быть абсолютно чистым. Никакой органики. Органика газит и портит вакуум, где бы она ни находилась. Воск или смолу ещё можно смыть. Герметик - сложнее. Кстати, при подготовке, да и при нанесении покрытий в вакууме деталь прогревается примерно до 200 градусов. Иначе адсорбированный газ мешает осаждению покрытий.

Ну, а когда покрытие нанесено, и менять его не предполагается (с хорошей защитой, для установки внутри закрытой трубы), то клеить можно хоть на герметик, хоть на эпоксидку. Лучше на упругий герметик. Но это - уже навсегда.