ВНИМАНИЕ! На форуме начался конкурс - астрофотография месяца ЯНВАРЬ!
Игорь, если удастся заполучить статью - пересылай мне, я переведу на военный - самому интересно...
Ага, значит - перемётывание из стана планетчиков в дипскайщики...
1. Не стоит делать систему Несмита. Если ваше зеркало сделано из хорошо отожженного оптического стекла (только не ситалла!) или плавленного кварца, то можете смело попросить оптическую мастерскую расточить отверстие в главном зеркале миллиметров до 40.
2. Не стоит делать бленд на вторичном зеркале стационарно. Только съемный вариант. Надел - есть бленда (для дипскаев). Снял - нет бленды и меньшее ц.э. для планет. При наблюдении планет паразитной засветкой можно смело пренебречь.
3. Если нет опыта изнотовления асферик вторичного зеркала (и если асферика там все же велика (надо прикинуть), то можно пойти по пути такому: оставить вторичку сферической, а на главном зеркале уменьшить асферику до расчетного эллипсоида. Благо это не так трудно, т.к. на таком главном сама асферика параболы не столь уж и велика. И мне интуиция подсказывает, что это будет легче осуществить, чем делать асферику на 35мм зеркале. Правда при 50мм вторичном, уже, пожалуй, все будет наоборот.
Мне вариант с 50мм вторичкой нравится больше.
4. При светосиле 1/20 проблем с пылью на окулярах быть уже не должно. Никто особо не жаловался на это в телескопах ТЕС, у которых F/20. И совсем несложно взять и сделать из объектива маленького китайского бинокля компрессор фокуса - специально для расширения возможностей окулярного парка и исключения влияния упомянутой Эрнестом проблемы с грязью и пылью в окулярах.
5. Нетрудно сделать тонкостенную (0.5мм) трубу из стали. Свернуть и проварить шов. Ее коэффициент термического расширения раза в 2х меньше, чем у большинства сплавов алюминия. То, что она будет тонкой - не беда. Жесткость стали выше, чем у алюминиевых сплавов (типа АмГ).
Если зеркало уже готово, то рассверливание центрального отверстия приведет к сильному деформированию поверхности. Зеркало придется параболизовать заново. По той же причине в Вашем случае не возможно применить сферическое вторичное зеркало, т.к. параболоид придется переполировать в эллипсоид с квадратом эксцентриситета примерно 0,7 вместо 1,0 у параболоида.
Надежность всего узла на предмет центрировки зависит только от качества механического выполнения узла. Но требования не настолько жесткие, чтобы их невозможно было бы выполнить.
Вообще в Астрофоруме в вопросах о требованиях к оптике и механике большое количество жутких страшилок, от чтения которых у меня часто стынет кровь в жилах. В действительности все не так страшно. Хотя требования и в самом деле не простые, но методика изготовления оптики и механические конструкции в наше время разработаны настолько хорошо, что не нужно ничего бояться (ну разве что за исключением совсем редких случаев).
О длинных жестких трубах:Сейчас доступны витые воздуховоды из тонкой оцинкованной стали - их навивают из ленты, и, благодаря спиральномураскатанному фальцевому соединению, который работает как ребро жесткости - они намного прочнее и жестчеобычных тонкостенных труб, свернутых из листа с продольным швом. Многие их видели сами - на стройках из них делаютвентиляционные трубопроводы - а цена им от150 до 450руб за метр - зависит от диаметра.http://www.prombase.ru/article.xhtml?aid=2171&bid=46
...но наличие не сварного спирального шва к сожалению снижает жёсткость трубы на изгиб.
Цитата: sikoruk от 04 Ноя 2005 [08:03:45]Если зеркало уже готово, то рассверливание центрального отверстия приведет к сильному деформированию поверхности. Зеркало придется параболизовать заново. По той же причине в Вашем случае не возможно применить сферическое вторичное зеркало, т.к. параболоид придется переполировать в эллипсоид с квадратом эксцентриситета примерно 0,7 вместо 1,0 у параболоида.Леонид Леонидович, а возможна ли перепараболизация зеркала после того как у него уже нет центральной части? Ведь фигуризация его делается когда центральный блок стекла ещё не досверлен до конца..
А вот известный Анатолий Санкович всегда параболизует свои зеркала с недосверленным отверстием - и отличнополучается! Просто при сверлении он оставляет узкий (3-4) поясок на глубине примерно треть толщины зеркала,забивает щель мелкими опилками, замазывает тонким слоем гипса, а сверху - эпоксидной смолой, чтобы гипс неразмокал. Таким образом, пробка в зеркале удерживается тремя узкими поясками и напряжений не возникает...
И всё же, как я понял, если отверстие уже есть, то после его расширения всё же можно привести поверхность к нормальной л/8 параболе не переходя к стадии шлифовки.
Цитата: bibliograf от 05 Ноя 2005 [07:58:45] А вот известный Анатолий Санкович всегда параболизует свои зеркала с недосверленным отверстием - и отличнополучается! Просто при сверлении он оставляет узкий (3-4) поясок на глубине примерно треть толщины зеркала,забивает щель мелкими опилками, замазывает тонким слоем гипса, а сверху - эпоксидной смолой, чтобы гипс неразмокал. Таким образом, пробка в зеркале удерживается тремя узкими поясками и напряжений не возникает...И всё же, как я понял, если отверстие уже есть, то после его расширения всё же можно привести поверхность к нормальной л/8 параболе не переходя к стадии шлифовки.
...По этой причине позже я отказался от фокуса Нэсмита и вообще Кассегрена.
Iskandar Несколько непонятно, о каких трёх поясках идет речь? Я, например, при изготовлении 235-мм зеркала для Кассегрена, перед полировкой высверливал отверстие с обеих сторон - с тыльной на глубину чуть меньше трети толщины, а с лицевой - так, чтобы оставался поясок не толще 1.5-2 мм. Щель (шириной около 2 мм) заполнил гипсом без опилок, а сверху - так же, как Анатолий - эпоксидкой.Слой гипса, видимо, работает просто как заполнитель, не дающий почти вырезанному цилиндрику отколоться, а эпоксидка, действительно, просто защищает его от намокания.