Телескопы покупают здесь


A A A A Автор Тема: 400мм зеркало 1см толщиной  (Прочитано 36518 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Dux

  • ***
  • Сообщений: 115
  • Рейтинг: +3/-0
    • Show only replies by Dux
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #920 : 26 Фев 2020 [11:55:32] »
Отдыхаю на занятиях по бальным танцам

Ай да Анатолий, ай да.... !!! Неожиданно!! ))

А по сути - удивляюсь упорству и смелости. Слежу, успеха вам

Оффлайн Анатолий БелкинАвтор темы

  • *****
  • Сообщений: 798
  • Рейтинг: +54/-2
    • Show only replies by Анатолий Белкин
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #921 : 16 Мар 2020 [05:32:37] »
Продольную аберрацию предпоследней краевой зоны подвел к целевой (см. графики), осталось подвести поближе к целевой продольную аберрацию крайней зоны (ширина 5мм).
После этого, приведу продольные аберрации всех зон максимально близко к целевым и,  проверю (при помощи нулевого теста с плоским зеркалом), насколько близко реальная парабола приблизилась к целевой параболе и нужна ли дальнейшая ее коррекция.
При фигуризации подмазываю кисточкой расплавленную смолу  на нужные зоны полировальника. Затем легкая формовка и полировка. Во время полировки нанесенная на лучи смола растекается в стороны, образуя на их краях «усы». Получается кольцевой полировальник, а усы увеличивают площадь данной кольцевой зоны (см. фото полировальника).
Подрезая  в нужном месте «усы» можно регулировать процесс фигуризации.
На следующем фото показан один луч полировальника. В его центральной зоне (55-60 мм) «усы» срезаны, а на две зоны  на краю полировальника последовательно (дважды) подмазывалась расплавленная смола.
Ранее я пробовал наносить на отдельные зоны воск, но он работает медленнее и деликатнее, а смола более интенсивно.

Оффлайн ekvi

  • *****
  • Сообщений: 3 922
  • Рейтинг: +134/-2
    • Show only replies by ekvi
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #922 : 16 Мар 2020 [08:30:18] »
Если к продольной аберрации применить ту же терминологию, что и к волновой, то, не взирая на все старания, размах ошибки остался на том же уровне: 3.5 - 4.0 мм.
Вроде инструмент и режимы подобраны верно. Значит, нужно думать, кто в "консерватории" не так "дудит"?
А, может, пора переходить на более деликатное средство - на воск?

Оффлайн Анатолий БелкинАвтор темы

  • *****
  • Сообщений: 798
  • Рейтинг: +54/-2
    • Show only replies by Анатолий Белкин
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #923 : 16 Мар 2020 [09:37:20] »
План фигуризации прежний. Привести продольную аберрацию последней зоны на краю к целевой. За остальными зонами слежу, чтобы далеко не уходили от целевых. Если уходят, то возвращаю и продолжаю фигуризацю края.
Львиную долю времени сейчас занимает термостабилизация зеркала. 15 минут фигуризация и 60 минут термостабилизация. Поэтому медленно продвигаюсь к цели. Времени не теряю, так как есть чем заняться во время часового перерыва. Так как в сутки могу себе позволить два цикла фигуризации, то на процесс еще накладывется постоянная формовка полировальника. За 15 минут полировальник только принимает форму зеркала. Если, например, через 8 минут полировки добавить водички или полирита, то конгруэнтность нарушается и неизвестно что полируется.
Надо бы цикл полировки довести до 30 минут, но за это время могут возникнуть существенные изменения поверхности зеркала. Так же уже через 15 минут подсыхает полировальник (даже с добавлением в воду шампуня) и нужно его увлажнять. В результате нарушается форма полировальника и снова нужно время для его притирки.
Так, что подобрал оптимальный в данном случае цикл фигуризации - 15 минут полирую, затем контроль. Когда зеркало внизу, а полировальник сверху, то все проще (вода остается на зеркале). А когда зеркало с такой крутой поверхностью находится сверху полировальника, то вода очень быстро стекает с него.
Все это замедляет процесс изготовления зеркала.

Оффлайн ekvi

  • *****
  • Сообщений: 3 922
  • Рейтинг: +134/-2
    • Show only replies by ekvi
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #924 : 16 Мар 2020 [13:13:04] »
Надо бы цикл полировки довести до 30 минут
Нет-нет! Напротив: настанет момент, когда и 5 минут станут велики.
Я обычно "термостабилизацию" совмещал с прилеганием звеньев друг к дугу - в моих случаях этого бывало достаточно: смажешь лучи полиритом, наложишь зеркало на полировальник, раза два зеркалом туда-сюда, затем - минута-две прилегания. Остальная (=основная) "термостабилизация" начинается в процессе притирки звеньев при их полировке. Конечно, для такого режима т-ра в мастерской д.б. стабильной, по возможности 21-26 градусов.
Да, нужно бдить, чтобы край всегда был влажным. У нас в банку с водой добавляли немного глицерина, и этим раствором постоянно увлажняли край.
« Последнее редактирование: 16 Мар 2020 [13:19:35] от ekvi »

Оффлайн Анатолий БелкинАвтор темы

  • *****
  • Сообщений: 798
  • Рейтинг: +54/-2
    • Show only replies by Анатолий Белкин
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #925 : 17 Мар 2020 [04:40:17] »
Я обычно "термостабилизацию" совмещал с прилеганием звеньев друг к дугу - в моих случаях этого бывало достаточно: смажешь лучи полиритом, наложишь зеркало на полировальник, раза два зеркалом туда-сюда, затем - минута-две прилегания. Остальная (=основная) "термостабилизация" начинается в процессе притирки звеньев при их полировке. Конечно, для такого режима т-ра в мастерской д.б. стабильной, по возможности 21-26 градусов.
Период трмостабилизации (1 час) – это отстой зеркала перед контролем на оптической скамье. Зеркало тонкое и должно принять температуру металла оптической скамьи (крепление и т.д.), также должен выровняться температурный градиент между полом и потолком. На это уходит 1 час.
Термостабилизация  моего зеркала  и полировальника перед полировкой  возможна только в процессе самой полировки (их нагрев от трения и выравнивание температуры).
Зеркало легкое и сколько бы оно не лежало на полировальнике, оно его не отформует. Поэтому, окончательная формовка  полировальника происходит в процессе полировки. Из 15 минут полировки примерно 7 минут уходит на притирку и 7 минут фигуризация. Все это усложняет процесс фигуризации. Сложности и неопределенность добавляет и наличие у зеркала центрального отверстия. Классический метод фигуризации в данном случае не применим.
Приходится  приспосабливаться, а это требует дополнительного времени.
« Последнее редактирование: 17 Мар 2020 [08:24:45] от Анатолий Белкин »

Оффлайн ekvi

  • *****
  • Сообщений: 3 922
  • Рейтинг: +134/-2
    • Show only replies by ekvi
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #926 : 17 Мар 2020 [07:27:53] »
Классический метод фигуризации в данном случае не применим.
Вы удивитесь: в оптике нет понятия "Классический метод". У каждого полировщика - свой метод. Более того, к каждой конкретной детали приходится подбирать свой метод, применяя иногда такую экзотику, что и публиковать зазорно. Вспомните, хотя бы Б. Шмидта, который не опубликовал свой метод не по соображениям секретности, а из опасения быть осмеянным профессиональными оптиками.
Кстати, это относится не только к оптике, а вообще - к любой практической деятельности: оптимальный способ всегда конкретен.

Оффлайн Анатолий БелкинАвтор темы

  • *****
  • Сообщений: 798
  • Рейтинг: +54/-2
    • Show only replies by Анатолий Белкин
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #927 : 27 Мар 2020 [04:53:07] »
Продолжаю приводить продольную аберрацию крайней зоны (радиус 187 мм)к целевой. Раньше краевую зону контролировал по зоне радиусом 184 мм, так как тень нити от зоны 187 мм не просматривалась на краю. Сейчас она уже видна рядом со светлой краевой полоской и потихоньку передвигаю ее к целевой продольной аберрации.
Пока тактика такова. Разметочным циркулем размечаю нужные зоны  на лучах звезды полировальника и натираю их воском (см. первое фото). Чем ближе к цели, тем тоньше слой воска. Периодически (если продольные аберрации ушли от целевых) подправляю остальную поверхность.
Привожу графики продольных аберраций  и отклонения поверхности зеркала.

Оффлайн arkturz

  • *****
  • Сообщений: 5 158
  • Рейтинг: +209/-17
  • Евгений
    • Show only replies by arkturz
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #928 : 04 Май 2020 [18:05:11] »
Всё заглядываю сюда, но новостей нет. Как успехи, Анатолий? Неужто забросили?

Оффлайн Philipp

  • *****
  • Сообщений: 2 571
  • Рейтинг: +83/-3
  • 62°1'17" 129°41'33"
    • Skype - filippskripin
    • Show only replies by Philipp
    • карта астрономов любителей
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #929 : 07 Май 2020 [15:20:32] »
 А у меня сегодня дождь к вечеру намечается...  Погода не та. Снег наконец, сошел на участке...
 Днём, наводя порядок, возле бани, обнаружил в опилках три плоских кинескопа, от Самсунгов - перезимовали хорошо...
« Последнее редактирование: 07 Май 2020 [16:50:47] от Philipp »
Ньютон - Кассегрен 8" в одном наборе в процессе строительства. Смотрю в Nex Star 4 SE, бинокль БП7х50.  Делаю линзы контактные - прямо в глаз@ :)
Мое б зеркало аллюминировать, может кто поможет...
http://www.instagram.com/filippskripin/?
http://www.youtube.com/watch?v=7eBbRJiVt

Оффлайн Gleb1964

  • *****
  • Сообщений: 1 435
  • Рейтинг: +133/-3
    • Show only replies by Gleb1964
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #930 : 07 Май 2020 [15:55:27] »
Вот тут есть тема http://www.astrotreff.de/topic.asp?TOPIC_ID=250247, как один человек (Gerhard Stropeks)  сделал облегченную заговку 20" зеркала, а другой отшлифовал, провел фигуризацию и протестировал зеркало. И все это заняло пару месяцев. А зеркало спечено из 2х дисков оконного стекла толщиной всего 6мм, соединенных множеством пустотелых стеклянных трубок. Диски уже предварительно были моллированы в мениски, с радиусом близким к будущему радиусу кривизны, поэтому большой выборки для достижения нужной стрелки не понадобилось. Относительное отверстие 3.8, вес готового 530мм зеркала оказался всего 5кг.





На теневой из радиуса кривизны видно, как проступают опоры:


Отмечают, что зеркало очень чувствительно к боковой разгрузке и появлению астигматизма. Думаю, в реальности, зеркало получилось дипскайного качества, не планетного. Но автор работы оптимистичен.

Оффлайн ekvi

  • *****
  • Сообщений: 3 922
  • Рейтинг: +134/-2
    • Show only replies by ekvi
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #931 : 08 Май 2020 [10:01:59] »
6:30 = 1: 5 (по диагонали между распорными трубками) - можно даже не считать - жесткая кладка. Проблема в макрогеометрии, особенно с распорными "рюмками". Помню, в 1980-е оптики быстро переболели спеканием: все кожей прочувствовали хлипкость стеклянного сэндвича.

Оффлайн Fidel

  • Обозреватель
  • *****
  • Сообщений: 17 947
  • Рейтинг: +432/-6
  • http://fidgor.narod.ru/Observers/test.html
    • Skype - FidelGorbunov
    • Show only replies by Fidel
    • Домашняя страничка любителя телескопостроения
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #932 : 08 Май 2020 [10:35:55] »
//провел фигуризацию и протестировал зеркало

Судя по теневой нужно гнать обратно на сферу.
Пусть чередуются весь век
Счастливый рок и рок несчастный.
В неутомимости всечасной
Себя находит человек.

Б. Пастернак

...Было дело — и были подвалы, Было время — и цены снижали, И текли куда надо каналы, И в конце куда надо впадали.

Оффлайн Vladstar

  • *****
  • Сообщений: 3 509
  • Рейтинг: +97/-0
  • Зри в корень!
    • Show only replies by Vladstar
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #933 : 08 Май 2020 [13:52:56] »
Судя по теневой нужно гнать обратно на сферу.
Бесполезно. Такой эффект будет повторяться.
 Давным-давно сам пробовал делать сендвич (между блинами были стекл. цилиндры). Возникал такой же эффект на теневой.
ВРЕМЕННО ПРИОСТАНАВЛИВАЮ ПРИЁМ ЗАКАЗОВ НА ЛЕТНИЙ СЕЗОН.

Оффлайн viktoridze

  • *****
  • Сообщений: 2 557
  • Рейтинг: +60/-0
  • Виктор
    • Show only replies by viktoridze
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #934 : 08 Май 2020 [15:56:00] »
Судя по теневой нужно гнать обратно на сферу.
Бесполезно. Такой эффект будет повторяться.
 Давным-давно сам пробовал делать сендвич (между блинами были стекл. цилиндры). Возникал такой же эффект на теневой.

При деликатной полировке эффект можно минимизировать.

Оффлайн библиограф

  • *****
  • Сообщений: 5 332
  • Рейтинг: +376/-24
    • Show only replies by библиограф
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #935 : 11 Май 2020 [09:12:55] »
 В 1935 году Н.Г. Пономарев на ЛЗОСе начал опыты по спеканию сотовых зеркал.
Первоначальная технология была сложной: стеклянные трубки большого диаметра
запаивались и торцевались, устанавливались между двух стеклянных дисков и нагревались
в печи. Воздух, заключённый в трубках, расширялся и, при температуре размягчения стекла,
формовал трубки в виде шестигранных сот (гексагональная плотнейшая упаковка!)
Позднее, соты начали делать отдельно и спекать в вакуумной печи.

Оффлайн ysdanko

  • *****
  • Сообщений: 8 068
  • Рейтинг: +124/-6
    • Show only replies by ysdanko
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #936 : 11 Май 2020 [09:24:22] »
Позднее, соты начали делать отдельно и спекать в вакуумной печи.
Причем сейчас на геометрию сот накладываются весьма жесткие допуски. По информации от ЛЗОС(а) порядка несколько "соток".
Возможно, что и эффект видимости сот на теневой, что выше, связан  с большим разбросом размеров, связывающих стеклянные пластины цилиндров...

Оффлайн ekvi

  • *****
  • Сообщений: 3 922
  • Рейтинг: +134/-2
    • Show only replies by ekvi
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #937 : 11 Май 2020 [09:57:32] »
порядка несколько "соток"
Нам всем удалось прочувствовать, что такое эффект края. Вот и сэндвич, спечённый из разнотолщинных (и разновысотных) элементов будет постоянно корёжить.
Если уж цельное зеркало при наличии поднутрений уже не жилец, то тем более спечённое из разношёрстных обломков ...