Телескопы покупают здесь


A A A A Автор Тема: 400мм зеркало 1см толщиной  (Прочитано 185676 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ekvi

  • *****
  • Сообщений: 6 397
  • Благодарностей: 351
    • Сообщения от ekvi
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #4580 : 24 Апр 2024 [16:05:42] »
насобирал коллекцию минералов
Я 30 лет берёгся этой заразы (обработки камней), но под конец-таки вляпался: один "каменотёс" попросил меня распилить какой-то минерал. Так я его никакой алмазной пилой не мог взять и все алмазные планы стёр!
Потом мне объяснили, что "камешки" трут не искусственным алмазом, который используют на оптическом производстве, а крупным натуральным алмазным порошком на чугунных планах и на больших оборотах.
Так что камешками лучше любоваться в музеях и на выставках.

Вот таким же, тщетным, занятием и Вы сегодня томите себя. Перейдите к изготовлению своего ГЗ ф 300/3, о котором Вы ранее упоминали, и на нём отрабатывайте технологические нюансы. И это будет реальный проект, приносящий удовлетворение.

Оффлайн Анатолий БелкинАвтор темы

  • *****
  • Сообщений: 1 937
  • Благодарностей: 118
    • Сообщения от Анатолий Белкин
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #4581 : 28 Апр 2024 [09:21:17] »
Завершил эксперименты с ретушёром. Подобрал оптимальную конструкцию ретушёра, форму и размер его ретуширующей поверхности. Сварил нужной твёрдости смолу. Подобрал силу прижима ретушёра к поверхности зеркала и т.д.
Теперь можно измерять и продольные аберрации (расстояние между первыми проблесками теней в предфокале и их исчезновением - в зафокале) в установке 0-тест с плоским зеркалом.
После всех экспериментов, продольная аберрация составила 2,4 мм. Воздействуя ретушёром на центральные зоны (около центрального отверстия) и на край зеркала ( начиная от 0,7 R), довёл пока продольную аберрацию до 1,3 мм. См. фото.
« Последнее редактирование: 28 Апр 2024 [09:26:32] от Анатолий Белкин »

Оффлайн ekvi

  • *****
  • Сообщений: 6 397
  • Благодарностей: 351
    • Сообщения от ekvi
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #4582 : 28 Апр 2024 [12:15:02] »
довёл пока продольную аберрацию до 1,3 мм.
т.е. размер пятна ~ 0.65 мм. При кружке Эйри 5 мкм продольную нужно будет уточнить в 130 раз, до 0.01 мм.
Дерзайте, у Вас громадная перспектива!

Оффлайн Анатолий БелкинАвтор темы

  • *****
  • Сообщений: 1 937
  • Благодарностей: 118
    • Сообщения от Анатолий Белкин
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #4583 : 29 Апр 2024 [17:54:10] »
Довел продольную аберрацию до 1 мм. Что то нужно придумать для ускорения процесса. Может добавить в смолу 1 мкм алмазный порошок? Но пишут, что он будет царапать.

Оффлайн библиограф

  • *****
  • Сообщений: 9 488
  • Благодарностей: 780
    • Сообщения от библиограф
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #4584 : 29 Апр 2024 [19:46:55] »
 Если получен из алмазной пасты, то, да, будет царапать!
Надо брать субмикронный порошок 0.2- 0.5 мкм, который специально для полировки
и предварительно надо проверять отсутствие царапающих примесей на ненужном стекле..
« Последнее редактирование: 29 Апр 2024 [20:07:53] от библиограф »

Оффлайн Бобр-99

  • *****
  • Сообщений: 2 439
  • Благодарностей: 46
    • Сообщения от Бобр-99
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #4585 : 29 Апр 2024 [20:29:51] »
Потом мне объяснили, что "камешки" трут не искусственным алмазом, который используют на оптическом производстве, а крупным натуральным алмазным порошком на чугунных планах и на больших оборотах.
Так что камешками лучше любоваться в музеях и на выставках.
Не совсем так. За исключением самого алмаза, камни легко шлифуются синтетическим алмазным порошком. Это можно сделать и дома, в ручную. Просто придётся потратить больше времени. Может даже полдня..
2x54, 16x50
Доб 305 мм F/5
24/67, 14/72, 10/72, 6/100

Онлайн Astel-150

  • *****
  • Сообщений: 3 592
  • Благодарностей: 123
  • Мне нравится этот форум!
    • Сообщения от Astel-150
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #4586 : 30 Апр 2024 [07:19:35] »
Может добавить в смолу 1 мкм алмазный порошок? Но пишут, что он будет царапать.
А просто полирит уже не полирует? ???

Оффлайн библиограф

  • *****
  • Сообщений: 9 488
  • Благодарностей: 780
    • Сообщения от библиограф
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #4587 : 30 Апр 2024 [07:24:22] »
 С алмазным микропорошком работа ускорится во много раз, но также и многократно возрастут риски
всё испортить.
« Последнее редактирование: 30 Апр 2024 [07:33:20] от библиограф »

Онлайн Astel-150

  • *****
  • Сообщений: 3 592
  • Благодарностей: 123
  • Мне нравится этот форум!
    • Сообщения от Astel-150
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #4588 : 30 Апр 2024 [07:35:04] »
С алмазным микропорошком работа ускорится во много раз, но также и многократно возрастут риски
всё испортить.
В смысле быстрее получится парабола л/20? :o

Оффлайн библиограф

  • *****
  • Сообщений: 9 488
  • Благодарностей: 780
    • Сообщения от библиограф
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #4589 : 30 Апр 2024 [07:44:31] »
  Кого судьба хочет погубить, у того отнимает разум.

Публилий  Сир   
« Последнее редактирование: 30 Апр 2024 [07:51:26] от библиограф »

Оффлайн Клевцов Юрий Андреевич

  • *****
  • Сообщений: 1 231
  • Благодарностей: 118
  • Мне нравится этот форум!
    • Сообщения от Клевцов Юрий Андреевич
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #4590 : 30 Апр 2024 [17:54:35] »
Довел продольную аберрацию до 1 мм.

Только почему-то при этом поверхность вашего зеркала покрыта местными ошибками, которые отлично видны на теневой
картине в виде ряби.

Оффлайн Анатолий БелкинАвтор темы

  • *****
  • Сообщений: 1 937
  • Благодарностей: 118
    • Сообщения от Анатолий Белкин
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #4591 : 30 Апр 2024 [19:41:34] »
Только почему-то при этом поверхность вашего зеркала покрыта местными ошибками, которые отлично видны на теневой
картине в виде ряби.
Результаты экспериментов с ретушёрами. Сейчас изготовил последний вариант ретушёра, вроде ход помягче стал, а то прежний не мягко присасывался, а цеплялся за поверхность вращающегося зеркала.

Оффлайн Анатолий БелкинАвтор темы

  • *****
  • Сообщений: 1 937
  • Благодарностей: 118
    • Сообщения от Анатолий Белкин
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #4592 : 01 Мая 2024 [14:57:34] »
Довел продольную аберрацию до 0,7 мм. Вокруг теней появилась полутень. Сглаживаю местные ошибки (царапинки).

Оффлайн Анатолий БелкинАвтор темы

  • *****
  • Сообщений: 1 937
  • Благодарностей: 118
    • Сообщения от Анатолий Белкин
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #4593 : 03 Мая 2024 [18:16:44] »
Довел продольную аберрацию до 0,5 мм. Фотография теневой картины в фокале и с выведенным ножом.

Оффлайн библиограф

  • *****
  • Сообщений: 9 488
  • Благодарностей: 780
    • Сообщения от библиограф
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #4594 : 04 Мая 2024 [08:00:08] »
Теневое исследование без ножа совершенно бесполезно
 Л.Л. Сикорук.

Оффлайн Клевцов Юрий Андреевич

  • *****
  • Сообщений: 1 231
  • Благодарностей: 118
  • Мне нравится этот форум!
    • Сообщения от Клевцов Юрий Андреевич
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #4595 : 04 Мая 2024 [15:26:10] »
Теневое исследование без ножа совершенно бесполезно
 Л.Л. Сикорук.

А я бы обратил внимание на местную рябь, которая покрывает всё зеркало и с которой ТС так и не может
справиться. Если не найдёт правильный режим ретуши, этот процесс будет продолжаться очень долго, ну а
практически до... Ну вы меня поняли...

Оффлайн Анатолий БелкинАвтор темы

  • *****
  • Сообщений: 1 937
  • Благодарностей: 118
    • Сообщения от Анатолий Белкин
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #4596 : 05 Мая 2024 [06:39:18] »
Немного о ретуши параболического зеркала.
Как известно, форма поверхности сферического зеркала существенно отличается от параболического (см. рис.). Все приёмы (шлифовка, полировка, ретушь, форма штрихов и т.д.) были отработаны оптиками при изготовлении сферических зеркал. Затем часть этих приёмов использовали и для  изготовления параболических зеркал с небольшой асферикой.
Как видно из рисунка форма поверхности сферического зеркала полностью соответствует форме отформованного полировальника и мы можем совершать любые штрихи полировальником без нарушения формы полировальника. Отформовать полировальник на параболическом зеркале возможно только в одном случае - совместив центры зеркала и полировальника, вращать зеркало или полировальник вокруг их общей оси. Как только мы начнём совершать прямые, или какие либо другие штрихи, то край полировальника начнёт стачивать  зону 0,7 R и зеркало из параболического начнёт преобразовываться в сферическое. Чтобы этого не произошло, диаметр полировальника уменьшили до 0,7 R зеркала (полировальник ретушёр в виде звезды). И при определённых ухищрениях, удаётся изготовить параболу. Но этот приём проходит только для параболических зеркал с небольшой асферичностью. Поэтому параболические зеркала с большой асферичностью доводят при помощи многочисленных ретушёров. Форма этих ретушёров такая же, что и при ретуши сферических зеркал. Однако для ретуши параболического зеркала, по моему разумению, требуются особые ретушёры и приёмы ретуши.
Я изготовил особый вариант ретушёра и сейчас, одновременно с ретушью зеркала, отрабатываю приёмы использования данного ретушёра.
Царапины на поверхности зеркала  я уже сполировал. Лёгкую рябь на поверхности зеркала буду сглаживать позднее. Сейчас главное вывести продольную аберрацию зеркала в ноль и получить плоский рельеф зеркала (полутеневой).

Оффлайн Клевцов Юрий Андреевич

  • *****
  • Сообщений: 1 231
  • Благодарностей: 118
  • Мне нравится этот форум!
    • Сообщения от Клевцов Юрий Андреевич
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #4597 : 05 Мая 2024 [14:48:32] »
Лёгкую рябь на поверхности зеркала буду сглаживать позднее. Сейчас главное вывести продольную аберрацию зеркала в ноль и получить плоский рельеф зеркала (полутеневой).

Всё дело в том, что рябь эта у вас по контрасту вполне сопоставима с контрастом зон, а, стало быть, пока Вы её будете сглаживать,
успеете наполировать новые зоны. Нужно искать методы ретуши, исключающие появление местных ошибок.

Оффлайн библиограф

  • *****
  • Сообщений: 9 488
  • Благодарностей: 780
    • Сообщения от библиограф
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #4598 : 05 Мая 2024 [14:49:39] »
 Химическая полировка тоже выход.
Вацек, Купф Химическая обработка стекла, М. 1974
Стекло кпнескопа должно полироваться хорошо.
Но процесс вредный, концентрированная серная и фтористоводородная кислоты - ни ногтей, ни волос, ни зубов :facepalm:
« Последнее редактирование: 05 Мая 2024 [15:14:22] от библиограф »

Оффлайн Клевцов Юрий Андреевич

  • *****
  • Сообщений: 1 231
  • Благодарностей: 118
  • Мне нравится этот форум!
    • Сообщения от Клевцов Юрий Андреевич
Re: 400мм зеркало 1см толщиной
« Ответ #4599 : 05 Мая 2024 [15:55:36] »
Химическая полировка тоже выход.
Вацек, Купф Химическая обработка стекла, М. 1974
Стекло кпнескопа должно полироваться хорошо.
Но процесс вредный, концентрированная серная и фтористоводородная кислоты - ни ногтей, ни волос, ни зубов :facepalm:

Мусолить зеркало на протяжении 12 лет процесс, полагаю, не менее вредный... Ему нужен набор хорошо располированных
полировальников для обработки отдельных зон. Хорошо ещё, что ТС наконец-то перешёл к контролю зеркала в автоколлимационной
схеме. Это позволяет объективно оценить состояние всей поверхности зеркала (а сколько его в этом убеждали!).