Общую картину того времени дополнят воспоминания одной из уча-стниц наблюдений ИСЗ 1960-61 учебного года Касатиковой (в дев. Гор-ленко) Сталины Стефановны:
«Я поступила в Краснодарский педагогический институт на Физико-математический факультет (физическое отделение, группа Ф-1) в 1958 го-ду. В нашей группе Ф-1 были собраны представители сельских районов Кубани, в отличие от группы Ф-2, где учились жители Краснодара. Инте-ресно, что именно наша группа Ф-1 с большим воодушевлением откликну-лась на участие в наблюдении ИСЗ. Представителей группы Ф-2 среди на-блюдателей было меньше.
В 1960-61 году я училась на третьем курсе. На третьем курсе нам чи-талась астрономия, и студенты этого курса традиционно участвовали в на-блюдениях искусственных спутников Земли. Читал астрономию и руково-дил наблюдениями Владимир Николаевич Иванов.
Наблюдения проходили примерно раз в неделю, по мере поступле-ния телеграмм из Москвы со сведениями об ожидаемых спутниках. В со-ответствии с полученными указаниями студенты должны были прийти на Станцию наблюдений (район Нового (Кооперативного) рынка) и выпол-нить наблюдения. Обычное время наблюдений, в которых участвовали студенты — первая половина ночи. После полуночи студенты (по крайней мере, массово) к наблюдениям не привлекались.
На наблюдения, примерно за полчаса–час до указанного времени прохождения спутника, приходила группа около трёх человек, между ко-торыми распределялись обязанности при наблюдении. Кто-то должен был вести визуальные наблюдения с помощью «Астрономической трубки» (АТ-1) и фиксировать проходящий спутник в перекрестье наблюдательно-го прибора, кто-то — определять положение спутника на небе с помощью АТ-1, а кто-то — фиксировать время прохождения спутника через пере-крестье АТ-1 с помощью секундомера. Полученные результаты наблюде-ния тщательно заносились в специальный журнал, а потом эти сведения отправлялись телеграммами снова в Москву. Также велись наблюдения спутников с помощью фотографирования.
Несмотря на позднее время наблюдения, студенты (юноши и девуш-ки) добирались до Станции наблюдения из общежития и обратно пешком, не чувствуя при этом никакой опасности. Общежитие располагалось на улице Тельмана (ныне ул. Постовая, Общежитие № 1 Кубанского госуни-верситета).
За наблюдения студентам была положена денежная плата, которую, впрочем, на руки не брали и не тратили, откладывая для экскурсионной поездки в Крым. Такая поездка была традиционной. Эта традиция устано-вилась с первой группы студентов-наблюдателей. Наша поездка состоя-лась после окончания сессии в июле 1961 года. Возглавлял группу В. Н. Иванов. Главной целью экскурсии была Крымская Астрофизическая Об-серватория (КрАО). Жила группа в посёлке при обсерватории, которую посещали с экскурсиями. Группа посетила солнечный телескоп, где мы на-блюдали солнечные пятна. Кроме этого группа посетила Бахчисарай и дру-гие интересные места Крыма. Финальной точкой поездки стал Город-Герой Севастополь. Из Севастополя группа теплоходом отправилась в Со-чи, а я сошла с теплохода в Новороссийске, так как мне необходимо было прибыть в г. Горячий Ключ, на турбазу, где я собиралась работать инст-руктором на туристических пешеходных маршрутах. Лето проработала ин-структором, водя группы туристов через горы к Черноморскому побере-жью.
Интересно вспомнить, как мы узнали о первом полёте человека в космос. Полёт Гагарина проходил в светлое для нас время суток, поэтому о его наблюдении с нашей Станции речи быть не могло, мы находились на обычных занятиях в институте.
Шла лекция по теоретической механике, которую нам читал наш де-кан Костин Г. Н. В тот момент, когда он читал нам о первой и второй кос-мических скоростях, необходимых для выхода на околоземную орбиту и в межпланетное пространство, в здании нашего Пединститута вдруг вклю-чилась громкая трансляция радио, по которой было сообщено, что «Граж-данин СССР Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полёт в космос! Первый человек в Космосе!»
Тут же началось всеобщее ликование и восторг, все выбежали из ау-диторий и занятия из-за всеобщей радости прекратились!»
Многое восхищает в той эпохе. Во-первых, контраст простоты форм и средств и величия тех дел, в которых участвовали с помощью этих форм и средств. Поражает также теплота и простота человеческих отношений. Студенты и преподаватели видели друг в друге людей и товарищей, де-лающих одно великое общее дело.
В те времена астрономия играла центральную роль в представлениях наших сограждан. Теперь уже много лет её имени не произносят в стенах наших школ. Если народ не способен поднять взор к небу, то он не досто-ин ничего великого и не способен на него. Не может быть великим народ, который не смотрит в небо. Надеемся, что Россия способна на великие свершения и потому её дети должны думать о небе и видеть его.
Нам нужно сделать всё, чтобы память о тех славных временах и де-лах была бы известна не только нам, но и нашим отдалённым потомкам. Эта память должна быть наглядной и доступной.