ВНИМАНИЕ! На форуме начался конкурс - астрофотография месяца - МАЙ!
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Увы, мы не слышим музыку, издаваемую Солнцем.
Может быть, кто-нибудь еще что-то добавит?
Софья Ковалевская .
Сам Тихо Браге впервые увидел комету вечером 13 ноября 1577 г., когда он был занят рыбной ловлей на одном из устроенных им на острове Вен прудов. Хотя у него еще не было полного набора своих астрономических инструментов, но имелся наготове 16-дюймовый квадрант, с помощью которого он незамедлительно измерил высоту и азимут кометы, и секстант, тут же примененный им для определения расстояния кометы от различных расположенных поблизости звезд.
В то же время и в последующем Тихо тщательно собирал данные о наблюдении кометы в самых разных местах Европы. Сопоставив эти данные с собственными наблюдениями, он пришел к однозначному выводу: во всех наблюдениях, приведенных к одному и тому же времени, комета оставалась в одной и той же точке небосвода, одинаково располагалась относительно ближайших звезд, нельзя было заметить сколько-нибудь заметный параллакс, а это могло обозначать только одно: комета перемещалась за Луной, и притом далеко за ней, в «надлунном мире».
В упомянутом сочинении о комете 1577 г. Тихо, между прочим, пишет: Сторонники аристотелевской теории, то есть считающегося в настоящее время лучшим учения, по которому все кометы возникают значительно ниже нижней сферы Луны и также двигаются там же, и которые не считают возможным, не хотят признать, что в эфирной области среди небесных тел могут иметь место изменения или может появиться нечто новое, основывают эти учения и воззрения не на опыте, не на математических расчетах, но на субтильных рассуждениях, которые при этих обстоятельствах не могут так приблизиться к истине, как наблюдения с хорошими инструментами и высокое искусство триангуляции... «Все сводится к одному и тому же: установить, как далеко удалена от нас комета, можно только по параллаксу, коль скоро она его имеет; именно если она обладает большим параллаксом, чем Луна, которая к нам ближе всего, то отсюда можно заключить, что она к нам еще ближе, чем лунная сфера. Я затратил много усилий, чтобы узнать как раз это, поскольку оно является важнейшим во всем учении о расположении и свойствах кометы, и из многочисленных наблюдений с соответствующими инструментами я установил, а затем с помощью науки триангуляции подтвердил, что эта комета удалена от нас так далеко, что ее наибольший горизонтальный параллакс не больше 15 минут, параллакс Луны составляет 57 минут и скорее был еще несколько меньшим, что я и изложил основательно и для всех специалистов понятно на основе наблюдений в моем латинском сочинении об этой комете. На основе геометрических рассуждений и расчетов следует, что эта комета отстоит от Земли по крайней мере на 230 земных радиусов, или, если земной радиус составляет 860 немецких миль, на 200 тыс. немецких миль. Поскольку, однако, Луна при наибольшем приближении к Земле находится от нас на расстоянии 52 земных радиусов, или 50 тыс. немецких миль, то совершенно отчетливо видно и понятно, что эта комета находится далеко за Луной, в сфере Венеры, которая помещена астрономами прямо под сферой Солнца и находится на расстоянии от 164 до 1104 земных радиусов от Земли» [70].[70] Tychonis Brahei Dani Opera Omnia.
Про сферы в первоисточнике не сказано ничего.
По моему мнению, — пишет Браге Кеплеру, — сферы... должны быть исключены из небес. Я понял это благодаря кометам, появлявшимся в небе. <...> Они не следуют законам ни одной из сфер, но, скорее, действуют вопреки им. <...> Движением комет четко доказано, что небесная машина — это не твердое тело, непроницаемое, составленное из разливных реальных сфер, как до сих пор думали многие, но текучее и свободное, открытое во всех направлениях, которое не чинит абсолютно никаких препятствий свободному бегу планет, регулируемому законодательной мудростью Бога без какого-либо механизма, вращающего реальные сферы. <...> Таким образом, нет никаких сфер:они не существуют реально на небесах, но допускаются только в целях облегчения преподавания и изучения"
По моему мнению, — пишет Браге Кеплеру, — сферы... должны быть исключены из небес. Я понял это благодаря кометам, появлявшимся в небе.
Да, бывают могучие проблески у великих, но почти всегда не до конца.