ВНИМАНИЕ! На форуме начался конкурс - астрофотография месяца - АВГУСТ!
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Весь механизм существования нашего социума заточен на принуждении к деятельности, которая в свою очередь опирается на соревновании за обладание ресурсами. И если эта деятельность позволяет приобретать эти ресурсы, она признается полезной. Отказ от этой практики фактически означает вытаскивание краеугольного камня из фундамента нашей модели цивилизации. Для того, чтобы вытащить этот камень, надо иметь другой.А его вроде нет.
Какой можно сделать вывод из вышенаписанного? Кажется Лем писал, что все то, что мы встретим в Космосе, будет глумиться над нашим воображением (пусть более знающие меня поправят). Для того же, чтобы стать космической цивилизацией, нам необходимо многое менять, причем в себе, в своем отношении к мирозданию.
Производство, интеллект, исследовательские работы «переносятся» в окружающую среду; электроника или ее неизвестные аналоги и ответвления заменяют учреждения, законодательные органы, администрацию, школьную систему, медицинскую службу; исчезает этническая подлинность национальных групп, исчезают границы, полиция, суды, университеты, равно как и тюрьмы. В такой период может настать «вторичный пещерный век» — век всеобщей неграмотности и безделья. Для того чтобы выжить, не нужно иметь никакой специальности. Кто хочет, естественно, может ее получить, поскольку каждый может делать все, что ему нравится. Это не обязательно означает застой: среда — послушный опекун и в некоторой мере способна меняться по желанию и требованиям общества. Но означает ли это прогресс? Мы не в силах ответить на такой вопрос, ибо сами расцениваем концепцию прогресса по-разному в зависимости от исторического момента. Можно ли назвать прогрессом науки ситуацию, когда специализация дробит любую деятельность — познавательную, созидательную, интеллектуальную, творческую, так что в любой специальности каждый все глубже вспахивает свою все уменьшающуюся делянку? Если машины делают расчеты быстрее и лучше, чем живое существо, зачем ему считать? Если системы фотосинтеза создают пищу более разнообразную и здоровую, чем земледельцы, пекари, повара, кондитеры, для чего возделывать поля и заниматься помолом муки или хлебопечением? Почему же цивилизация при таком социолизе не рассылает во все стороны неба рецепты собственного совершенства и комфортности? Но зачем ей это, собственно, делать, когда она вообще уже не существует как сообщество ненасытных желудков и умов?Возникает некое огромное скопление одиночек, и тогда уже трудно найти кого-то, кто счел бы жизненной целью сигнализировать в Космос о том, как идут дела. Искусственная среда неизбежно оказывается устроенной так, с таким инженерным замыслом, чтобы она не могла стать всепланетной Личностью. Такая искусственная среда — это НИКТО — вроде луга, леса, степи. Но растет она не для себя, не для себя расцветает, а для кого-то. Для каких-то существ. Глупеют они от этого или становятся тупыми чревоугодниками, проводящими время в игрищах, устроенных для них всепланетной опекой? Не обязательно. Это зависит от точки зрения. То, что для одного человека — иллюзия или пустая суета, для другого может оказаться смыслом жизни. К тому же нам не хватает мерил и оценок, когда мы рассуждаем об иных существах иных миров, другой эры истории, столь непохожей на нашу.
Человечество еще ни в каком плане ничего не создало,
Конкуренция за ресурсы - основа любой эволюции и прогресса, начиная с первых РНК или что там было. Уберите её - и получите абсолютно статичное (в лучшем случае) общество, у которого все ресурсы будут уходить на сохранение статус кво.
Олег, странный вывод вы сделали... Вроде речь шла не об этом.
Да, но конкуренция бывает разной, и я не разуже поднимал вопрос, что пора переходить от конкуренции отрывания голов к конкуренции идей. Это на мой взгляд, весьма важный показатель разумности.Конечно у ЕО огромное преимущество - ему безразлично степень страданий выжившего. Для нас же важен вопрос, можем ли мы ограничиться только теоретическим исследованием страданий. Или, если мы не будем на практике творить мучеников - нам хана.
У Лема можно найти много интересного на тему вариантов будущего развития.-----Если машины делают расчеты быстрее и лучше, чем живое существо, зачем ему считать? Если системы фотосинтеза создают пищу более разнообразную и здоровую, чем земледельцы, пекари, повара, кондитеры, для чего возделывать поля и заниматься помолом муки или хлебопечением?
Прогресс - штука трудноопределимая (и тут Лем прав), неизвестно, есть ли у него вообще какие-то универсальные критерии, или нам так просто кажется.
Для того же, чтобы стать космической цивилизацией, нам необходимо многое менять, причем в себе, в своем отношении к мирозданию. Изменения эти должны заключаться в переосмыслении целеполагания, которое заключается сейчас в том, чтобы существовать как можно дольше - нехитрая максима любой жизни.
Самое интересное, что эти обязанности не вынужденные, они продиктованы самой сутью разума - желанием познавать.
Изменения эти должны заключаться в переосмыслении целеполагания, которое заключается сейчас в том, чтобы существовать как можно дольше - нехитрая максима любой жизни.
Попытаюсь еще раз пояснить свою мысль, она не нова. Суть ее состоит в том, что современное человечество не имеет никакой стратегии, программы, стимула к существованию, теряет желание познавать. Без этого невозможно развитие. Его можно на некоторое время увлечь, объявив какую-нибудь угрозу, скорее всего вымышленную, но зато предельно конкретную. Например нашествие врагов или падение астероида. А вот снижение уровня образования - вещь непонятная и поэтому не представляющая явной опасности. Падение интереса к созидательной деятельности, рост иждивенческих настроений, очевидной опасности вроде не представляют - ведь есть же умники, они решат все проблемы. Нежелание ни во что вникать, поверхностность во всем просто не дадут нам дальше существовать как технологической цивилизации.
Познание не является некой высшей целью разума.
Другой вопрос - могут ли разумные существа изменить стимулы своего существования, сломать свои биологические императивы? Полностью отказываться от них нельзя, по крайней мере инстинкт самосохранения необходим. Но вывести на первый план, скажем, стремление не к физической, но к духовной пище, к знаниям, искусству и т.п.